Всем привет. На этом канале мы пишем о сериалах, но изредка можно отойти от темы и рассказать о наболевшем. В этом году самое знаменательное и лучшее событие для нас - переезд из Краснодара в станицу Ленинградскую (180 км от Краснодара, 120 от Ростова-на-Дону). В статье я расскажу о минусах Краснодара. Постараюсь это сделать без лишней воды.
О минусах Краснодара, которые сподвигли нас на переезд
В Краснодаре мы с женой прожили больше 5 лет. У нас появилось первое собственное жильё. Но переезд посчитали лучшим решением для нас.
Главный минус Краснодара - пробки (привет, Кэп)! И, поверьте, это очень существенный минус независимо от того, имеется у вас машина или нет. Общественный транспорт стоит... Такси стоят (а, соответственно, в часы пик стоимость поездки большая)... Машины стоят. Курьеры постоянно задерживаются. Мы жили возле ТЦ "Красная площадь" и до центра я мог добираться по пробкам час. А причина пробок банальна - город не рассчитан на такое количество машин и жителей: улицы в большинстве своём очень узкие.
Примерно с 7-00 до 9-00 и с 17-00 до 20-00 передвигаться по городу невыносимо скучно (куча людей «едет» по делам). Бывает постоишь в пробках час и глохнешь, просто потому что уже не выдерживаешь эти тырк-мырк на механике. Поэтому в эти часы я старался не выезжать по делам. Единственный плюс от такого интенсивного движения это то, что я кое-как научился ездить в стрессовых городских ситуациях (первые 1.5 года водительского стажа пришлись на Краснодар).
Негде парковаться
Найти место для парковки в Краснодаре - это целый квест. В центре днём я даже не пытался находить - просто использовал удобные платные стоянки. То есть выезд в центр на своей машине - это стабильные плюс 100-300 рублей за парковку. Но это ок. Думаю, во многих крупных городах так. А вот то, что машину сложно запарковать в собственном дворе - это огромный минус.
Подавляющее большинство краснодарцев живут в многоэтажных домах. Но как это водится, мест для парковки всем не хватает. Приехал в час ночи домой - гоняй по двору и ищи место, куда приткнуться - меня лично этот момент очень бесил. Я периодически оставлял машину за два дома от своего. И это наши новостройки ещё даже не заселились целиком и вокруг частный сектор. А вот что творится в действительно многоэтажных районах - лучше не представляйте.
Очень загазовано
И опять возвратились к пробкам. Да, загазовано сильно во многих районах. И это чувствуется. Зелени на первый взгляд много, но на самом деле парков для такого большого города очень мало. Парк Галицкого - луч света в тёмном царстве.
Море не близко
На самом деле не понимаю людей, которые переезжают в Краснодар из-за моря (встречал таких). Дескать, оно очень близко. Ну жили мы в Краснодаре, на выезд из города я тратил 40-минут час, плюс 1.5-2 часа до ближайшего моря. Ну либо нужно жить в районе аэропорта или Адыгеи, а те районы мне не нравятся. То есть, хотите к морю - ну переезжайте действительно к морю (Геленджик, Анапа, Сочи и т.п.). В Краснодаре море никак не ощущается, а пробки на трассах к морю в сезон могут отбить желание туда часто ездить.
Многолюдно
Я очень не люблю городскую среду, в которой много людей на улицах и в магазинах. А в Краснодаре много районов, где реально многолюдно. Связано это с тем, что население Краснодара растёт непропорционально развитию и расширению города. Помню те времена (в 90-х и начале 2000-х я приезжал в город много раз), когда это был милый уютный городок. Сейчас это "неофициальный" миллионик. Цифры говорят, что население 948 тысяч, но не стоит верить им. Во-первых, почти постоянно в городе живёт куча студентов, во-вторых, много людей живут без регистрации, в-третьих, со всех окрестных (и не только) деревень в Краснодар во все рабочие дни приезжает огромное число людей. То есть почти на постоянке в Краснодаре вполне может быть 1.3 миллиона.
Следствием многолюдности стал недостаток школ и детских садов. Нам сразу сказали, что если мы хотим отдать ребёнка в детский сад, то записаться туда нужно до его рождения. WHAT!? А если хочешь в ближайшую школу (хотя бы в 15 минутах езды), то нужно тоже предварительно как-то записываться и с кем-то там разговаривать. У друга ребёнок ходил в садик, где в группе было около 50 детей. В школах уже по 30 первых классов. У знакомой ребёнок пошёл в этом году в "Э" класс 🤪
А вот эти все прикрепления к больницам... У нас прямо напротив дома (через дорогу) была больница, но Главврач не хотел ставить жену на учёт по беременности с формулировкой: "езжайте в больницу, к которой прикреплен ваш район" (10 автобусных остановок ехать беременной).
Но вернёмся к многолюдности. Многолюдность - это фишка районов с многоэтажками. А застройка в Краснодаре - одна большая боль. То дома не сдают по полгода, то не достраивают, то застраивают незаконно (привет, Музыкальный район), то застраивают так, что районы становятся похожи на одно большое Кудрово (жители Питера меня поймут)... Встречал многоэтажки (район Восточно-Кругликовской улицы), которые построены в метре-двух друг от друга. Можно кофе попивать на балконе и болтать с человеком в соседнем доме.
Общественный транспорт
Он на 3 с минусом. Можно пройтись кратко по каждому виду:
- Метро - ха-ха-ха. Разговоры о метро велись долго. Но это всегда будут только разговоры. Пару лет назад электричку (1 линию) полуофициально обозвали метро... Было смешно.
- Автобусы - в центре для показухи пущены в целом приличные автобусы (маршрут 2Е, например), но большинство автобусов это какие-то маломестные "пазики". Контролёров нет - деньги передаются водителю. Расписание есть, но водители его не соблюдают. Если водиле приспичит стоять на промежуточной остановке до заполнения салона пассажирами, то он будет там стоять и 15 и 20 минут. Водители часто говорят по телефону, курят в кабине. По телефону ругаются с другими водителями на маршруте, которые подобрали больше пассажиров.
- Маршрутки - то же самое, что и автобусы, только Газели. Что в автобусах, что в маршрутках, чаще всего летом не работает кондиционер, а зимой бывает и отопление салона. Ну как не работает - экономят бензин в обоих случаях.
- Троллейбусы - ездят и довольно резво, но они старые. В отличие от собратьев на бензине, ездят по расписанию и имеют контролёров.
- Трамвай - единственный адекватный и удобный вид транспорта в Краснодаре. Только из-за трамваев я поставил 3 с минусом, а не кол. Есть новые, есть старые, но они почти решают проблему пробок для пассажиров. Но трамваи есть далеко не в каждом районе и строят новые линии очень долго и нудно (это не Москва).
Независимо от вида транспорта часто он переполнен (кроме дневных и поздних часов). В порядке вещей в автобусе на 35 человек, чтобы ехало 50. Люди складываются как в тетрисе. Не хочешь ездить на общественном транспорте бери такси или свою машину, что возвращает нас к пробкам. А в пробках все равны.
Кстати, о такси
Таксистов в Краснодаре много. Думаю, так везде сейчас в крупных городах. Вызвать - не проблема. Яндекс.Такси - самый популярный и дешевый, хотя были времена популярности у Uber и Gett. Но не в этом суть... Таксисты в Краснодаре очень странные - они редко пристегивают ремень (думают, что бессмертные) и периодически удивляются, если я пристёгиваюсь. При этом каждая вторая мною встреченная авария была с участием такси. Водители часто нарушают правила - например, в одном месте видел развороты через двойную сплошную (хотя официальный разворот через 50 метров).
Продукты
За хорошими продуктами в Краснодаре надо ездить на рынки или фермерские магазинчики (по пробкам, ага). Рынков немного, да и встречаются откровенно странные.
По сути на 90 процентов наше питание состояло из продуктов из "Пятёрочки" и "Магнита". Но этот минус осознаёшь, когда живёшь в маленьком городке или станице. Сейчас мы покупаем или домашнее мясо или с местной птицефабрики. Овощи-фрукты берём на рынке. Молоко домашнее. Тут продукты не только вкуснее, полезнее, но и в целом дешевле. В сетевые магазины заходим, конечно, но теперь зависимости от них нет совсем.
Кстати, о ценах
Эти пункты всплыли перед нами уже после переезда.
- В городе коммуналка где-то в полтора раза дороже, чем в станице из-за городских тарифов.
- ОСАГО в Краснодаре у меня была 15 тысяч рублей, в станице - 7500... За Краснодар надо доплачивать, как за Москву.
- В Краснодаре для езды по городу я заправлял 2-3 бака в месяц, в станице мне хватает 1 заправки, но езжу я по ощущениям в два-три раза чаще (почти каждый день 1-3 поездки). Расстояния меньше, бензин не жгу в пробках.
Мелочь, а приятно...
Решение бюрократических проблем
В Краснодаре, чтобы решать проблемы связанные с бумагомаранием, нужно преодолевать большие расстояния. Отстаивать очереди (хорошо, если электронные). В станице дела делаются просто - было бы желание. Например, переоформление газа в доме на себя у меня заняло посещение 2 разных заведений и 1 час времени (это с очередью, дорогой, ожиданием создания разрешения). В Краснодаре подобный несложный квест я оцениваю в часов 5-8, если повезёт.
Локдаун 2020
В локдаун в прошлом году мы особенно остро почувствовали минусы крупного города. Посты на дорогах, которые мешали движению машин без пропусков, проверяющие и штрафующие за маски. Пустые улицы и дороги показали как могло бы быть классно, если бы в Краснодаре было поменьше народу.
Вот так по крупицам мы думали-думали и решили сменить обстановку... Ну и плюс мы хотели сменить квартиру в 19-ти этажном доме на собственный частный дом. Но это совсем другая история.
Вот кратенько пробежался по основным минусам Краснодара. Плюсы, естественно, имеются, но не буду уходить от темы статьи. У нас многочисленные минусы в итоге перевесили плюсы...
Пишите, интересны ли подобные статьи. Можете задавать вопросы по теме - с удовольствием ответим.