Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.16. Понятие общественного прогресса

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 1.16. Понятие общественного прогресса По кодификатору нам нужно знать: Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция В данном пояснении есть такое понятие как "революция". Оно является составной частью понятия "социальные изменения" вместе с понятием "эволюция". То же определение является составной частью "социального прогресса", который (прогресс) является составной частью понятия "общественное развитие". Заметьте, если бы в курсе обществознания слово "развитие" имело бы субъективное значение, давало бы нам оценочную характеристику какого-либо явления, то вопросов по классификации не возникло бы. Но в курсе обществознания понятие "развитие" определяется как понятие "изменение", что следует из классификации понятия "

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

1.16. Понятие общественного прогресса

Октябрьская революция 1917 года
Октябрьская революция 1917 года

По кодификатору нам нужно знать:

Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция

В данном пояснении есть такое понятие как "революция". Оно является составной частью понятия "социальные изменения" вместе с понятием "эволюция". То же определение является составной частью "социального прогресса", который (прогресс) является составной частью понятия "общественное развитие". Заметьте, если бы в курсе обществознания слово "развитие" имело бы субъективное значение, давало бы нам оценочную характеристику какого-либо явления, то вопросов по классификации не возникло бы. Но в курсе обществознания понятие "развитие" определяется как понятие "изменение", что следует из классификации понятия "развитие" на прогресс и регресс.

Получается, что революция - одновременно и форма прогресса, и форма изменения, которая уже включает в себя понятие прогресса.

В конце статьи я оставил план по этой теме, который сделан исключительно по учебнику Котовой и Лисковой за 11 класс.

Обозначим главные пункты:

1. Социальные изменения

По Котовой и Лисковой: Эволюция (в т.ч. реформы), Революция

По Боголюбову: Эволюция, Реформа, Революция

2. Общественное развитие

Прогресс, регресс

Здесь, как вы понимаете, важна не сама классификация, которую запомнить очень легко, а именно формулировки, которые будут соответствовать этим понятиям. Их мы обязательно разберем во второй части данной статьи.

Определение этим понятиям дать можно "на ходу". Мы знаем, что это форма общественного развития, а также потом узнаем, что есть отличительные прогресса или регресса.

3. Критерии общественного развития

По Котовой и Лисковой: Развитие науки и техники, Улучшение условий жизни людей, Увеличение производительности, Развитие общедоступного образования и т.д.

По Боголюбову: Развитие производительных сил, включая развитие самого человека, Мера свободы, которую общество может предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть 6 заданий на эту тему. Сперва разберём задание на сопоставление форм общественного развития (прогресса и регресса) с их характеристиками:

Вариант 22 Задание 5
Направления общественного развития:
1) общественный прогресс
2) общественный регресс
3) и общественный прогресс, и общественный регресс
Характеристики:
А) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового
Б) деградация
В) движение вспять (куда? это экзамен или тест из Интернета?)
Г) развитие общества от менее совершенного к более совершенному
Д) относительный характер
Ответ: 12213

Обращу Ваше внимание также на задание, в котором от нас требуют нахождения социальных изменений, носящих прогрессивный характер.

Вариант 7 Задание 6
В государстве Z начались реформы ... Какие ... социальные изменения ... носят прогрессивный характер? ...
1) вместо обязательного начально образования ввели обязательное среднее образование
2) отказались от мажоритарной системы в пользу смешанной
3) инновационные технологии внедряются в различные области жизни, включая процессы производства и управления
4) ежегодно растёт доля обучающихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами
5) переименовали парламент страны
6) политика государства ориентирована на развитие способностей граждан, сохранение и укрепление их здоровья
Ответ: 1346

Суждение 2 неверно, поскольку любая избирательная система имеет свои преимущества и недостатки, так что внедрение новой системы не является прогрессом. Смотрите тему 4.10. Избирательная кампания в Российской Федерации

Суждение 5 неверно, поскольку переименование парламента не изменяет его функционала, не приносит каких-либо инноваций и благ.

Заостряю Ваше внимание на суждении под номером 1. Изначально я, когда решал это задание, не записал в ответ первое суждение. Из-за слова "вместо" я понял это суждение не так, как на самом деле его нужно понимать. Такую же ошибку совершил, при разборе этого задания, Валентиныч (один из буржуев, торгующих онлайн-школами). Видео с разбором им заданий прикреплю в конце статьи. Это задание у него под номером 21. Таймкоды:

56:39 - решает неправильно

2:12:46 - исправляет

Следующее задание из сборника Котовой и Лисковой:

Вариант 18 Задание 6
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию ... на тему "Общественное развитие". Один из слайдов называется "критерии общественного прогресса" ...
1) рост уровня инфляции
2) развитие производительных сил
3) увеличение свободы людей
4) развитие науки и техники
5) сокращение рабочих мест
6) ослабление социальной мобильности
Ответ: 234

Суждение 1 неверно, поскольку инфляция - это плохо, а, значит, не является критерием прогресса.

Суждение 5 неверно, поскольку сокращение рабочих мест означает рост безработицы, а это плохо.

Суждение 6 неверно, поскольку ослабление социальной мобильности - регресс, возвращение общества к изжившим себя социальным институтам.

И последнее из заданий, на которое я хочу обратить внимание:

Вариант 27 Задание 6
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию ... на тему "Общественный прогресс". Один из слайдов называется "противоречивость общественного прогресса" ...
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды в развитием производства
6) увеличение количества людей, погибающих во время вооруженных конфликтов с применением новой боевой техники
Ответ: 456

Что здесь примечательного? Каждое предложение строиться по системе: "это из-за этого". Если мы попробуем охарактеризовать каждое из "этого", поставив над ним + или - соответственно, то в каждом предложении будет по два знака. Нам нужно, чтобы в одном предложении было два разных знака. Таким образом, к примеру, получается, что: (5) ухудшение состояния окружающей среды (-) в развитием производства (+) - верный ответ.

Как мы с Вами знаем, в задании 25 будут спрашивать о чём-то, связанном с реальным миром. Потому предлагаю Вам иметь в виду такие события как Конституционная реформа 2020 года, а также Октябрьская революция 1917 года в качестве примеров форм общественного развития.

План на тему "Понятие общественного прогресса" по учебнику Котовой и Лисковой 11 класс:

1. Понятие общественного развития
2. Направления общественного развития:
2.1. Прогресс
2.2. Регресс
3. Противоречивость общественного прогресса
4. Критерии общественного прогресса
4.1. Развитие науки и техники
4.2. Улучшение условий жизни людей
4.3. Увеличение производительности
4.4. Развитие общедоступного образования и т.д.
5. Формы общественного развития
5.1. Эволюция (реформа)
5.2. Революция

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
  • Видео на ютуб:

Напоминаю о таймкодах: 56:39 - решает неправильно 2:12:46 - исправляет

#егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #понятие общественного прогресса #прогресс #регресс #реформа #революция