Найти в Дзене
Загадки истории

В постели с царем #5.4/В будуаре императоров/4.Распутин и Императрица

В будуаре императоров 4.Распутин и Императрица Образ сибирского крестьянина Гри­гория Распутина давно стал до­стоянием не только истории, но и массовой культуры. На 2021 год, например, запланирована премьера очередного блокбастера, в котором Распутин предстанет суперзлодеем, противостоящим храбрым британ­ским агентам. Что бы ни говорили, но «святой старец» победил время... Оценки личности и политической роли Распутина со стороны ис­следователей варьируются в крайне широком диапазоне. Если для соста­вителей Большой советской энциклопедии он был авантюристом- эротоманом «под маской религиозного фанатика», то сегодняшние публицисты монархического толка видят в Распутине святого стар­ца-мирянина, искреннего друга Николая II и его семьи.
Так или иначе, газетные разоблачения «распутинщины» во мно­гом способствовали катастрофическому падению авторитета дина­стии Романовых в начале XX века. При этом либеральная печать практически без каких-либо доказательств выдвигала «козырное» обвинение
Оглавление

В будуаре императоров

4.Распутин и Императрица

Образ сибирского крестьянина Гри­гория Распутина давно стал до­стоянием не только истории, но и массовой культуры. На 2021 год, например, запланирована премьера очередного блокбастера, в котором Распутин предстанет суперзлодеем, противостоящим храбрым британ­ским агентам. Что бы ни говорили, но «святой старец» победил время...

Оценки личности и политической роли Распутина со стороны ис­следователей варьируются в крайне широком диапазоне. Если для соста­вителей Большой советской энциклопедии он был авантюристом- эротоманом «под маской религиозного фанатика», то сегодняшние публицисты монархического толка видят в Распутине святого стар­ца-мирянина, искреннего друга Николая II и его семьи.
Так или иначе, газетные разоблачения «распутинщины» во мно­гом способствовали катастрофическому падению авторитета дина­стии Романовых в начале XX века. При этом либеральная печать практически без каких-либо доказательств выдвигала «козырное» обвинение: о том, что Распутин якобы был любовником царицы Александры Федоровны при попустительстве ее мужа.

Отношения «старца» и царицы нашли отражение в фильме, снятом в Голливуде в 1932 году
Отношения «старца» и царицы нашли отражение в фильме, снятом в Голливуде в 1932 году

Целитель при царском дворе

Многочисленные слухи об интимной близости Александры Федо­ровны и Григория Распутина обрели законченную форму в политиче­ских карикатурах. Сначала это были листовки, которые разбрасывали немцы на фронтах Первой мировой войны, затем аналогичные ри­сунки стала печатать и русская пресса, особенно после Февральской революции. По уровню непристойности эти карикатуры не уступали публикациям современного журнала Charlie Hebdo. На одном из ри­cунков Распутин изображен лапающим обнаженную грудь царицы, на другом они выходят вдвоем из бани. Еще одна карикатура показывает, как Распу­тин держит голую Александру Федоров­ну на руках, а царь Николай II в это вре­мя сидит рядом на горшке. В 1918 году некий автор Херсонский опубликовал в Петрограде «Сказку о царе-дураке, о царице-блуднице и о Гришке — распут­ной шишке». Аналогичные темы мусси­ровались тогда в много-численных спек­таклях и полуэротических кинофильмах.
Исключительное положение Распути­на рядом с царской семьей было настоль­ко необычным для русской истории, что в непристойную версию верили многие — от низов до верхов общества. Утонченная Зинаида Гиппиус, например, незадолго до убийства Распу­тина писала о нем следующее: «Сам же Гриша правит, пьет и фрейлин еб...т. И Федоровну, по привычке». Учитывая близость Гиппиус к фрей­лине Анне Вырубовой, многие принимают ее слова за чистую монету. Однако, скорее всего, поэтесса, питавшая неприязнь к самодержавной власти, просто пересказывала околодворцовые сплетни.
Общение царской семьи с Распутиным продолжалось с 1905 года до самого убийства «старца» в 1916 году. Когда у годовалого царевича Алексея началось тяжелое кровотечение, жившие в Петербурге кня­гини Стана (Анастасия) и Милица Черногорские предложили позвать известного им «Божьего человека» Григория. О нем в столице уже несколько лет ходили слухи как о подвижнике, прозорливце и чудотвор­це из Сибири. Царь и царица не разочаровалась в новом знакомом. По воспоминаниям свидетелей, состояние больного царевича резко улучшилось сразу после того, как Распутин помолился у его постели. «Старец» 10 минут стоял на коленях рядом с ребенком, а когда закон­чил молитву, царевич, отзываясь на его слова, тут же открыл глаза.
«Я не могла поверить своим глазам. Мальчик был не просто жив, но, более того, он был здоров. Он сидел в постели, жар спал, глаза были ясными и сияющими, не было и никаких признаков опухоли на ноге», — писала об этом случае великая княгиня Ольга Александровна.
Известно множество других эпизодов, когда врачи лишь разво­дили руками, и только помощь «сибирского странника» снимала приступ гемофилии у Алексея Николаевича. Больше всего совре­менников удивляло то, что иногда Распутину достаточно было при­коснуться к царевичу — и тому сразу же становилось лучше.
Ученые предполагают, что Распутин лечил гипнозом. Практику­ющим гипнотерапевтам действительно удается останавливать при­ступы гемофилии. Однако под это объяснение подходят явно не все случаи. Во время первого-визита Распутина Алексей Николаевич был слишком мал, чтобы подвергнуться гипнозу в классическом виде. Се­кретарь Распутина Арон Симанович лично наблюдал проявления за­гадочной «силы» «старца», но не отождествлял ее с гипнозом или «маг­нетизмом». Уверовав в Божий дар Григория Распутина, царская семья относилась к нему не только как к целителю, но и как к духовному на­ставнику. Беседы с ним обычно проходили в доме Анны Вырубовой. Николай II в дневниковых записях называл Распутина «Божьим чело­веком» и «отцом Григорием». Впрочем, царь, в отличие от Александры Федоровны, виделся с Распутиным достаточно редко.

Григорий Распутин
Григорий Распутин

А было ли «распутство»?

Если Александра Федоровна была всего лишь «духовным чадом» Распутина, то откуда появилась версия об их плотской связи? От­вет, возможно, кроется в необычном характере религиозности си­бирского «старца». Распутин не был шарлатаном, он действительно занимался духовными поисками. По мнению дочери Распутина Ма­трены, ее отец «стремился к святости» и иногда приближался к ней в периоды «молитвенного экстаза». Однако в его духовной жизни была, по-видимому, и «сексуальная» составляющая. Не случайно знаменитый философ Серебряного века Василий Розанов, чье вни­мание всегда было заострено на вопросах половой жизни, чувство­вал свою близость к Распутину. Как считал Розанов, Распутин при­нес в Россию «христианство без аскетизма, без воздержания».
В этом отношении интересно свидетельство бывшего друга Рас­путина, расстриженного иеромонаха Илиодора (Труфанова). Несмо­тря на то что его книгу «Святой черт. Записки о Распутине» трудно назвать объективным источником, в ней звучит прямая речь Распу­тина, которую нельзя толковать только как проявление «разврата» или «сладострастия».
«Я бесстрастен. Бог мне за подвиги дал такой дар. Мне прикос­нуться к женщине, али к чурбану — все равно. Хочешь знать, как я этого достиг? Вот как! Я хотение направляю отсюда, из чрева, в го­лову, в мозги; тогда я неуязвим», - якобы рассказывал Распутин.
Интересно, что похожие практики «сублимации» встречаются в восточных религиях, например в даосизме, к которому были близ­ки рассуждения того же Розанова. Православие учит о том, что вожде­ление, как одна из трех фундаментальных естественных «сил души», должно быть, в конечном счете, направлено к Богу. Ветхозаветная брач­ная Песнь песней считается выражением сокровенной любви Хри­ста и Церкви. Однако святые отцы православия никогда не позволяли себе говорить о подобных вещах в таких грубых формах, как Распутин. Тем более вызывает отторжение переданный далее Илиодором рассказ о том, как Распутин «освобождал женщин от страстей», возлежа с ними в голом виде (без совокупления) и совместно посещая баню.
Ортодоксальное христианство с первых веков отрицало «сек­суальные» практики. Апостол Иуда (не Искариот) в соборном по­слании критиковал еретиков, которые, по его словам, «растлевают» себя тем, что знают «по природе, как бессловесные животные». Та­кие люди, по свидетельству апостола, обращают «благодать Бога на­шего в повод к распутству». Согласно толкованию святителя Луки Крымского, Иуда говорил о практиковавшихся античными гностиками ночных радениях, которые заканчивались «свальным грехом». На Руси тем же самым занимались сектанты-хлысты. Именно в свя­зях с хлыстами церковные власти подозревали Распутина - по это­му поводу дважды проводилось расследование (в 1907 и 1912 годах).
Итальянский философ-эзотерик Юлиус Эвола в своей книге «Ме­тафизика пола» рассматривал учение хлыстовства и практику Распу­тина как единое целое. «В поведении этого человека, о котором так много говорят, сохранилось много следов мистического оргиазма», - писал Эвола. Но Распутин необязательно был практикующим хлы­стом. Для его духовной жизни достаточно было мистического толч­ка, возможно, полученного как раз во время хлыстовских радений. В дальнейшем Распутин обратился к православию. Его книги «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления» выдают глубо­кое знание Распутиным святоотеческой и духовной литературы.
Как писала дочь Распутина, ее отец был «пропитан жизнью». Не­ удивительно, что он, подобно ветхозаветным праведникам, порой не справлялся с плотскими желаниями. Имея в деревне законную жену Прасковью Федоровну, в Петербурге он приглашал к себе проституток и проводил время в обществе шансонеток (о чем стало известно Чрезвычайной следственной комис­сии при Временном правительстве).
При этом стоит учитывать, что вокруг имени Распутина велась на­стоящая «информационная война». Некоторые наиболее эпатажные вы­ходки «черного монаха», например «голый» дебош в ресторане «Яр», мог­ли быть в действительности устроены его двойником, которого использо­вали враги царской семьи. О том, что «лже-Распутин» существовал, сви­детельствовал, к примеру, граф Дми­трий Граббе. Он видел двойника Рас­путина в доме князя Михаила Андроникова, скандально известного в те годы гея-авантюриста.

Александра Федоровна боготворила «старца» Григория. Но не более того
Александра Федоровна боготворила «старца» Григория. Но не более того

Просто друг

Все вышесказанное свидетельствует, что Распутин, несмотря на способности к целительству, отнюдь не был святым в традиционном смысле слова. Но готова ли была Александра Федоровна, попав под обаяние «сибирского странника», согрешить с ним или хотя бы раз­деться, подобно его великосветским поклонницам? Ведь злые язы­ки утверждали, что Распутин якобы демонстрировал фотографию с обнаженной царицей. Саму же Александру Федоровну окружаю­щие считали экзальтированной особой. По мнению историка Кон­стантина Грюнвальда, за «надменной» и «неприступной» внешно­стью императрицы скрывалась «исключительно страстная натура».
Однако, скорее всего, плотская связь между Александрой Федо­ровной и целителем, помогавшим ее больному сыну, - всего лишь вы­думка врагов самодержавия. Во-первых, Николай II, вопреки усто­явшемуся о нем мнению, не был столь уж безвольным человеком, во всем потакавшим жене. Когда до царя дошли слухи о безнравствен­ном поведении Распутина, он поручил агентам охранки установить слежку за «старцем». Как утверждает историк и публицист Олег Пла­тонов, никаких компрометирующих фактов при этом установлено не было. Во-вторых, сам Распутин, даже если и имел какие-то соблазны по отношению к царице, не пошел бы на подобный риск. Он доро­жил доверием царской четы, называя их «Папой» и «Мамой», то есть видя в них отца и мать для всего народа. В-третьих, скабрезным слу­хам противоречит весь моральный облик Александры Федоровны. Об ее искренней любви к мужу свидетельствуют многочисленные пись­ма и дневниковые записи. Можно предположить, что беседы Распути­на с царицей не выходили за рамки осторожного наставничества, воз­можно, затрагивавшего и тему плотских страстей.

Ничего лишнего

В целом роль «сибирского странника» в истории России пред­ставляется противоречивой. Его внезапная популярность в Санкт- Петербурге отчасти была связана с увлечением Серебряного века неортодоксальными народными духовными практиками. Однако в жизни царской семьи общение с Распутиным могло сыграть и пози­тивную роль, пусть даже «от обратного». Царь и царица остро нужда­лись в чуде исцеления больного царевича — и получили его, пусть и не от имперских иерархов православия, а от странного «мужика».
«Прекрасно понимая, что медицина бессильна бороться со страшным недугом наследника, Государыня-мать не могла, не в си­лах была отказаться от веры в таинственную помощь свыше, кото­рую она видела в простой мужицкой молитве Распутина», — вспоми­нала в эмиграции великая княжна Мария Павловна.
В конце концов, Александра Федоровна перешагнула через этот этап духовной жизни. Тем не менее она с благодарностью вспоми­нала о Григории Распутине даже после революции. Когда в августе 1917 года царская семья проплывала на пароходе «Русь» мимо род­ного села Распутина Покровского, императрица отметила этот факт в разговоре, и в ее глазах свидетели видели слезы.
При принятии решения о канонизации царственных страсто­терпцев для Русской православной церкви камнем преткновения стали не слухи о близости Распутина и императрицы, а сам факт об­щения царской семьи с целителем. Однако в итоге комиссия под руководством митрополита Ювеналия признала, что это общение, пусть в нем и был «элемент человеческой немощи», не является в от­ношении царской семьи признаком «духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности».

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)