Приветствую вас на моем канале!
Сегодня еще раз поговорим о советской музыке, но в этот раз о периоде 1960-1970-х годов.
Именно в 1972 году на студии «Мелодия» вышла пластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Среди исполнителей на этом диске значился Владимир Федорович Вавилов – советский композитор, гитарист и лютнист.
Именно в его исполнении на первой стороне пластинки звучала композиция, имевшая название "канцона и танец". В качестве автора этой мелодии был указан Франческо да Милано, были даже указаны годы его жизни: 1497 – 1543.
До выхода пластинки эту композицию никто не слышал, да и в полном собрании сочинений Франческо ее не было.
Знатоки лютневой музыке сразу же обвинили составителей пластики в фальсификации, так как записанные на ней композиции не имеют отношения к лютне, а стилистически они не соответствуют творчеству указанных авторов.
Позднее установили, что композитором большинства мелодий на этой пластике является Владимир Вавилов.
Не менее известный музыкальный шедевр, а именно "Ave Maria", тоже написал Вавилов, указав на пластинке: «автор неизвестен», позднее Владимир Федорович приписывал эту мелодию композитору Джулио Каччини.
И если композиция "канцона и танец" после написания на эту мелодию текста стала очень популярна в СССР, то уже "Ave Maria" – вышла на мировую сцену.
Дочь композитора – Тамара – рассказывала, что отец опасался, что музыка, которую сочинил малоизвестный композитор, не выйдет в свет, поэтому и отказался от указания своего имени, как автора.
Как говорила Тамара, для ее отца было важнее служение искусству, чем авторские амбиции. Не имея высшего музыкального образования, он опасался, что не пробьётся сквозь худсоветы, если признает свое авторство музыки, поэтому указывал авторами известных композиторов или писал, что автор неизвестен.
Как же превратилась "канцоне и танец" в "Город золотой".
В 1972 году, когда вышла пластинка лютневой музыки, поэт Анри Волхонский написал стихотворение "Рай":
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы…
Поэт вспоминал, что, услышав пластинку лютневой музыки, ходил и мурлыкал мелодию Франческо да Милано. Слова стихотворения "Рай", навеянные этой музыкой, Волхонский написал за 15 минут, как он утверждает.
Таим образом, Ленинград явился полной родиной замечательной песни – и Вавилов, и Волхонский были ленинградцами.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко – советский поэт, драматург, художник, друг и соавтор Анри Волхонского.
В 1980-х песню услышал Борис Гребенщиков и был покорен ею. Как вспоминал БГ:
Лучше песни на русском языке я не слышал никогда!
Именно он принес песне широчайшую популярность. Аквариум записал композицию под названием "Город" в январе 1986 года. Она вошла в состав альбома "Десять стрел".
Гребенщиков внес некоторые коррективы в текст. Так, например, если у Волхонского Рай находился над небом голубым, то Город Гребенщикова опустился под небо голубое.
Еще большую популярность песне дал в 1988 году фильм "Асса", в котором она вошла в саундтрек.
Восхищаюсь скромностью и талантом Владимира Федоровича Вавилова, создавшего два таких замечательных шедевра: "Ave Maria" и "Город золотой".
Скончался композитор в 1973 году, похоронен в Павловске.
#музыка #песня #знаменитости #петербург #история