Найти тему
Живопись

31 картина Игоря Грабаря

Оглавление
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Русского не по рождению, но по сути. По пронзительно-честному цвету, по резкому как правда мазку, по ракурсам, на которые способен лишь тот, кто смотрит на мир влюблёнными глазами. По неровному, но глубокому ритму, похожему на биение взволнованного сердца. И по той степени доверчивой симпатии, с которой спешат открыться навстречу зрителю его композиции.

Живопись Игоря Грабаря как никакая иная умеет резонировать с настроением аудитории. Вызывать эхо эмоций в самых разных по глубине и широте душах. Потому что она — очень настоящая. Её передние планы — зеркала наших эмоций. В глубинах её композиций — космическая бесконечность. А всё что вокруг — улыбка Бога, склоняющего лицо Своё над величайшим Своим творением: Россией...*

Наш герой не искал красоту природы и человека — он её находил. Не экспериментировал с её формами и оттенками, а позволял им самим водить его кистью. Игорь Эммануилович не интерпретировал, а выражал. Не гнался за французским моментом импрессии, немецким «острым смыслом» или итальянским концентратом эстетики, а сам был частью этого момента, смысла и красоты, осознающей самих себя. Живописной молитвой, исповедью на языке красок.

И в этом — безусловная его заслуга перед отечественной школой. Если отказаться от метафизики и говорить приземлённо: в её рамках именно Игорь Грабарь сумел дать новую жизнь старинному жанру пейзажа. Смог перевести в новое столетие всё то лучшее, что скопила наша традиция, и подружить субъективный идеализм с методиками и приёмами, которых отчаянно требовало новое время. Причём сделал это не по холодному расчёту, а по велению души.

Неподражаемый и не желавший подражать. Абсолютная творческая индивидуальность и органичная часть культурного феномена мирискусников. Тот, кто подарил новую жизнь Третьяковке, проявив себя не только великим живописцем, но и блестящим организатором. Новатор и реставратор, творец и визионер. Сегодня таких нет. Остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь появятся вновь.

Приятного просмотра!

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

* Отсылка к стихотворению Николая Гумилева, «Слово», 1921-й год (прим. ред.)

Художник Игорь Эммануилович Грабарь

 Грабарь И.Э.. «Рябинка и березы», 1906, холст масло, 85 x 85, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Грабарь И.Э.. «Рябинка и березы», 1906, холст масло, 85 x 85, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Загадка «Пейзажа с отшельником»: художник Франсуа Буше

Художник Владимир Александрович Серов: миф соцреализма