Найти тему

Розальба Каррьера (1675 – 1757)

Контекст: венецианская живопись XVIII века – итальянский вариант рококо.

"В Венеции XVIII века в творчестве Тьеполо, Гисланди, Лонги, Гварди, Каналетто, Розальбы Каррьера развивался итальянский ариант рококо. Даже со стороны "чистой формы" (если вообще ожн говорить о чистой форме в искусстве) мы находим здесь такие характерные черты рококо, как просветленность палитры, любовь к нежны и нарядным цветовым сочетаниям, прихотливая легкость рисунка, порхающее движение" (Н.А. Дмитриева, Краткая история искусств. Т.2).

Автопортрет с портретом сестры, 1715 г.
Автопортрет с портретом сестры, 1715 г.

В юности Розальба имела счастье получить образование. Художница обучалась музыке и живописи. Розальба начала писать миниатюры для крышек табакерки, так как нюхательный табак был популярен в её время. Постепенно искусство Каррьеры эволюционировало в сторону портретной живописи. Новаторство Розальбы состояло в том, что она впервые использовала исключительно пастель для своих работ. Как художница Каррьера была достаточно быстро признана, она была удостоена звания Академико ди Мерито Римской академии Сан-Луки.

Женский портрет с маской
Женский портрет с маской

Работа Карриеры способствовала формированию новых аристократических вкусов двора в Париже и, как следствие, вкусов парижан. Свобода, красочность и очарование, характерные для картин Розальбы, были привнесены в стиль рококо, который вскоре стал доминировать в искусстве.

Густав Гамильтон, 2-й виконт Бойн
Густав Гамильтон, 2-й виконт Бойн

Каррьера была первой женщиной-художницей, которая положила начало новому стилю в художественном сообществе. Стиль рококо подчеркивал использование пастельных тонов; спонтанные мазки кисти, танцующие огни, тонкие тональности поверхности и мягкий, элегантный и очаровательный подход к предмету. Она была известна тем, что проводила краями белого мела по рисунку более темных тонов, чтобы запечатлеть мерцающую текстуру кружева и атласа. Она также смогла подчеркнуть черты лица и мягкие каскады напудренных волос. Благодаря ей художники создавали работы в этом стиле в течение почти столетия.

Молодая девушка с обезьяной
Молодая девушка с обезьяной

Розальба Каррьера была близка со своей семьей. Её профессия художницы позволила ей помогать своим близким. Мать Розальбы плела кружева, чему обучила художницу и её сестер. Со своими сестрами Розальба была близка до самой смерти, они с матерью помогли художнице при выполнении сотен портретов. После смерти сестры Джованны Розальба Каррьера впала в глубокую депрессию. Вскоре художница потеряла зрение, что, возможно, было вызвано миниатюрной живописью в её юности.

Антуан Ватто. Был другом Розальбы, они вели долгую переписку.
Антуан Ватто. Был другом Розальбы, они вели долгую переписку.

Ко времени смерти Каррьеры стиль рококо уже не был так популярен, как раньше. Несмотря на это, она все еще оказывала сильное влияние на многих женщин-художников, которые пришли после нее, таких как Кэтрин Рид, Аделаида Лабиль-Гиар и Элизабет Виже Ле Брюн. У Розальбы были также и ученицы: Марианна Карлеварийс, Маргарита Терци и Фелисита Сартори.

Несмотря на ее известность и вклад в устоявшуюся манеру, Карриеру "часто рассматривают как исключение, редкость как женщину-художника" и очень часто игнорируют. Когда рококо вышло из моды, имя Каррьеры и ее влияние были отвергнуты.

Аллегория музыки
Аллегория музыки
Лето
Лето
Людовика XV во Франции
Людовика XV во Франции
Катерина Сагредо Барбариго
Катерина Сагредо Барбариго
Flora (1730)
Flora (1730)

Что почитать?

А. Walther: Rosalba Carriera

L. Panzeri: Rosalba Carriera

U. Mehler: Rosalba Carriera 1673—1757

Розальба вела дневники, которые были опубликованы (к сожалению, перевода на русский язык нет. Есть публикации на итальянском, французском и английском):

  • Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di propria mani in Parigi. Venezia, 1793
  • Journal de Rosalba Carriera pendant son séjour à Paris en 1720 et 1721. Paris: J. Techener, 1865
  • Rosalba’s journal, and other papers/Austin Dobson, ed. London: Chatto & Windus, 1915