5,9K подписчиков

Лучшие «Разум и чувства»: фильм прекрасный, экранизация неточная

8,4K прочитали

Лучшей экранной формой для воплощения классического английского романа является сериал. В неспешном многосерийном повествовании открываются возможности для того, чтобы познакомить зрителя не только с сюжетом и героями произведений, но и с тонкостями этикета, деталями жизни британского общества прошлых веков. Однако из многочисленных экранизаций романа Джейн Остин «Разум и чувства» (в других вариантах перевода – «Чувство и чувствительность») лучшей является не телевизионная, а киноверсия. И, что самое удивительное, снял её не британец. Компания ВВС, предпринявшая несколько попыток экранизации романа, уступила во всех отношениях режиссёру тайваньского происхождения – Энгу Ли.

Разумная Элинор и чувствительная Марианна
Разумная Элинор и чувствительная Марианна

Здравствуйте!

Два сериала, снятые по роману Джейн Остин «Разум и чувства» в 1971 и 1981 году, стремились перенести на экран как можно больше подробностей оригинального текста. Однако режиссёрам пришлось пойти на некоторые сокращения – например, пренебречь персонажами детского возраста.

Формат художественного фильма, предназначенного для широкого проката, предполагает ещё большее количество трансформаций. Экранное время ограниченно, действие должно постоянно держать зрителя в напряжении. Невозможно показать в фильме ни пейзажные панорамы, ни неспешные прогулки, ни долгие диалоги. Нет времени постепенно раскрывать образы героев, нужно, чтобы зритель с первых минут запомнил яркую индивидуальность персонажей.

Режиссёр Энг Ли к тому моменту имел на своё счету всего несколько незначительных работ. Массовому зрителю его имя было неизвестно. Это потом, после триумфа фильма «Разум и чувства», Ли снял и «Крадущегося тигра», и «Горбатую гору», и «Жизнь Пи». Режиссёр доказал, что успех, обрушившийся на него после премьеры кинокартины по роману Джейн Остин, был не случайным.

"Разум и чувства", 1995 год. Режиссёр Энг Ли.
"Разум и чувства", 1995 год. Режиссёр Энг Ли.

Подлинным вдохновителем проекта стала британская актриса Эмма Томпсон. Она вынашивала идею экранизации этого романа много лет, она написала сценарий для кинофильма, она пригласила Энга Ли в режиссёрское кресло. И сама сыграла роль Элинор Дэшвуд.

На момент съёмок Эмме Томпсон было 35 лет. Элинор в романе 19. И хотя талант актрисы не вызывает сомнений, а выглядит она прекрасно, всё же принять её за девятнадцатилетнюю не представляется возможным.

Здравый смысл и хороший вкус не позволили актрисе выдавать себя за юную барышню. Сюжет романа был адаптирован под реальные обстоятельства и требования времени. Зрителей девяностых годов ХХ века занимали другие проблемы, чем современников Остин. И в фильме зазвучали нотки, которых в романе не было.

Семья Дэшвуд: Марианна, миссис Дэшвуд, Маргарет и Элинор
Семья Дэшвуд: Марианна, миссис Дэшвуд, Маргарет и Элинор

В предыдущих экранизациях сестёр Дэшвуд было две. В фильме Энга Ли их трое – как и в книге. Но маленькая Маргарет предстала не скромной благовоспитанной девочкой, а юной бунтаркой с пpицeлoм на феминизм. С представительницей юного поколения авторы связали надежды на изменение социального положения женщин в обществе. Надо ли говорить, что героини романа ни о чём подобном не помышляли?

С точки зрения современников Остин экранная Маргарет выглядит совершенно отбившейся от рук, что немыслимо для уважаемого семейства.

Из фильма исчезла значительная часть второстепенных персонажей. А значит, там нет очень важного компонента романов Джейн Остин – тех многочисленных леди и джентльменов, которые в уютных гостиных негромко формируют общественное мнение, неофициальное и непререкаемое.

Остин писала про людей, которых знала – представителей сельских дворянских семей, различающихся лишь уровнем доходов. В фильме режиссёр усилил социальные противоречия. Семья Дэшвуд принадлежит к высшей аристократии, богатой и родовитой. Потеряв отца, девушки теряют не только состояние, но и социальное положение, они отвергнуты обществом, к которому привыкли. И когда Джон Уиллоуби делает выбор в пользу богатой невесты, он взлетает на высоту, которая теперь для Марианны недосягаема. Но девушка как будто не замечает вещей, очевидных для всех остальных.

Но всё же главные различия между фильмом и книгой обусловлены тем, что экранные герои значительно старше своих литературных прототипов.

Сёстры Дэшвуд: Марианна (младшая) и Элинор (старшая)
Сёстры Дэшвуд: Марианна (младшая) и Элинор (старшая)

Девятнадцатилетняя Элинор Дэшвуд в романе – девушка, которой пришлось рано повзрослеть и взять на себя ответственность за судьбу матери и сестёр. В фильме она – старая дева, давно оставившая мечты о личном счастье.

Кейт Уинслет на момент съёмок было 20 лет. «Титаник» ещё не вышел на экраны, имя актрисы не получило пока мировой известности. Зрители видели на экране Марианну Дэшвуд, а не звезду кино. Цветущая прелесть Кейт никак не позволяет предположить, что ей, как героине книги, 16 лет. Это не порывистая юная барышня, восторженная и наивная, а привыкшая ко всеобщему поклонению красавица. Очевидно, что в этой семье одна сестра умная, а другая красивая. В романе такого противопоставления нет.

Мужские персонажи тоже существенно повзрослели. Самая сложная задача выпала на долю Хью Гранта. Красивый актёр должен был убедительно объяснить зрителям, почему Эдвард Феррарс оказался в положении неудачника. Красив, богат – и не только остался до такого возраста холостым, но и стал лёгкой добычей авантюристки. Ведёт себя неблагородно: будучи обручённым с одной девушкой, даёт надежду другой. Персонажа с такими сомнительными качествами трудно сделать привлекательным для зрителей. Но Хью Гранту удалось создать милый и обаятельный образ деликатного человека. Его Эдвард болезненно застенчив. В незнакомой обстановке он теряется: сутулится, заикается, заметно нервничает. Элинор – единственная, с кем Эдвард чувствует себя комфортно.

Эдвард Феррарс (Хью Грант) и Элинор (Эмма Томпсон)
Эдвард Феррарс (Хью Грант) и Элинор (Эмма Томпсон)

Грег Уайлз тоже намного старше книжного Джона Уиллоуби, ветреного возлюбленного Марианны. Возраст нисколько не мешает герою быть привлекательным. Легко верится, что в такого неотразимого красавца спасённая им девушка влюбляется с первого взгляда. Однако в книге Уиллоуби слаб и нерешителен, а прежде всего – очень молод и зависим от богатых родственников. Поэтому и пренебрёг любовью ради богатой невесты. Экранного Уиллоуби, уверенного в себе, нельзя заподозрить в наивности и легкомыслии. Это зрелый светский человек, расчётливый и пopoчный. Марианна не стала жepтвoй обстоятельств, а влюбилась в недостойного мужчину.

Грег Уайлз (Уиллоуби) и Марианна (Кейт Уинслет)
Грег Уайлз (Уиллоуби) и Марианна (Кейт Уинслет)

Ещё больше заметна разница в возрасте между книжным полковником Брендоном и актёром, который играет его в кино. В романе полковнику 35, и этот возраст кажется солидным только 16-летней Марианне. А на экране – зрелый, почти пожилой мужчина. Привлечь полную жизни девушку он, казалось бы, может только одним способом – предложить солидное состояние. Но талант и обаяние Алана Рикмана делает все преграды между героями несущественными. Полковник Брендон в его исполнении – настоящий герой, на которого всегда можно положиться. Сильный и безупречный.

Алан Рикман в роли полковника Брендона
Алан Рикман в роли полковника Брендона

В фильме Энга Ли персонажи романа «Разум и чувства» приобрели черты характера, близкие и понятные зрителям конца ХХ века. Ими движут чувства, а не нормы поведения времён Джейн Остин. В книге мерилом достоинства считается разумное поведение и следование приличиям. В фильме главное – чувства и сила характера.

Чувства победили, а разум потерпел поражение

Это замечательный фильм. Его хочется пересматривать, сопереживать героям, любоваться красотой кадров. И, несмотря на то, что Джейн Остин написала немного другую историю, за 26 лет, прошедших со времени создания кинофильма, лучшей экранизации никто не предложил.

Смотрите хорошие фильмы, но не забывайте читать вечно прекрасные книги!

И не упустите возможность поделиться своим мнением в комментариях!

О более ранних экранизациях романа читайте здесь:

Подписывайтесь на канал – будем держаться вместе!

#книжный клуб джейн остин

#книжный клуб ямадама #киноклуб ямадама #джейн остин #разум и чувства #алан рикман #кейт уинслет #хью грант #эмма томпсон #британская литература