В марте 1756 года в Москве и Петербурге чуть не заполыхали костры из книг. Священный Синод РПЦ принял постановление об уничтожении трудов Михаила Ломоносова и обратился к императрице с просьбой сжечь их. Елизавета Петровна оказалась умнее православных священников и оставила их просьбу без удовлетворения.
До самой Февральской революции церковь не просто устанавливала правила поведения и жизни общества, её идеология была основной и в законотворчестве. Проще говоря, то, что было выгодно РПЦ, было выгодно власти. Естественно, как всегда в России, первым делом выгода выражалась в запретах.
Несмотря на то, что шахматы были очень популярны в древней Руси и упоминаются даже в былинах, православная церковь считала их азартной, следовательно грешной игрой. В 1550 году молодой царь Иван IV, несмотря на то, что сам был поклонником этой игры, под давлением Стоглавого собора подписал указ о запрете шахмат.
В конце шестнадцатого века церковь объявила войну курильщикам табака, он тогда только появился в Московском царстве. Согласно закону, пролоббированному церковниками, курильщикам отрубали головы. Через сто лет попы, правда, проявили милосердие – смертная казнь была заменена на вырывание языка.
В начале ХVII века московские мастера, изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, пользующиеся спросом у простого народа, населяли целый переулок в Замоскворечье. Однако высшие слои общества избегали их, поскольку со стороны церкви было враждебное отношение к народным музыкальным инструментам, особенно к струнным, попы считали их «сосудом дьявола», а игру на них называли «бесовской». Самих музыкантов церковники считали разбойниками.
В середине ХVII века гонения на музыкальные инструменты приняли массовый характер. В 1649 году все гусли, балалайки, домры, дудки насильственно отбирались у населения и уничтожались. Царский указ, разосланный по стране, требовал от местных властей сделать то же самое.
В те же годы церковь объявила войну и исполнителям народных песен – скоморохам. Их не просто преследовали, их уничтожали физически. Формально РПЦ свои действия объясняло тем, что единственным музыкальным инструментом может считаться церковный колокол, а пение могло быть только вокальным, и только на религиозной основе. Репертуар скоморохов был напротив бытовым, обрядовым и сатирическим.
Обряд ставить в домах ёлки на Новый год, заведённый Петром Первым в начале восемнадцатого века, православные священники приняли в штыки, поскольку считали его католическим и языческим. После смерти первого императора они сделали всё, чтобы о нём забыли до конца девятнадцатого века.
Особенно РПЦ не любила науку. До начала ХХ века она была противником учения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, и часто прибегала к запрету книг на эту тему.
Известен также случай, когда в 1819 году православными священниками и семинаристами был устроен разгром анатомического кабинета в Казанском университете. По их мнению, это было «мерзко и богопротивно», дескать человек не имеет права изучать таким способом «создание и подобие Творца».
А 1879 году в России священники запретили и сожгли книгу Геккеля «История племенного развития организмов». Чуть раньше они же запретили книгу И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», сочтя ересью учение о естественной природе психики человека.
Прошли годы, пролетели столетия… Запрет на шахматы был отменён при Петре Первом, при нём же люди стали курить табак без опасения за свою жизнь, балалайки вернулись в народную жизнь в середине восемнадцатого века. В начале девяностых годов прошлого века РПЦ получила лицензию на беспошлинную торговлю табаком и алкоголем, новогодняя ёлка стала обычным явлением в храмах. По России колесят с гастролями хоры монахов, исполняющих на концертах богатый репертуар – от православных песнопений до комсомольских песен.
Сегодня православная церковь выступает против пластических операций, смены пола, суррогатного материнства так же яростно, как несколько веков назад против балалаек, шахмат, табака и ёлок. Как знать, может, пройдет время и она признает, что и в этом была не права?