Увидев объявление из Оренбурга о продаже этого автобуса, я сильно удивился. Неужели, думаю, «барбухайки» из города, с которого сам я родом, еще где-то бегают? Но факт, как говорится, налицо – машина по словам продавца еще на ходу и даже может сама приехать к покупателю, потому что документы на неё тоже имеются.
Автобус называется ЕАРЗ-654, и даже на Донбассе, у себя на родине такие «барбухайки» давно исчезли не то что с дорог, но и с задворков автобаз. Отправились на чермет еще в девяностых.
История его появления типична для многих советских автобусов капотной компоновки, собранных на шасси ГАЗ-51 и последующих моделей горьковского грузовика. В 1956 году в Енакиево (Донецкая область) был основан авторемзавод, поначалу занимавшийся ремонтов самосвалов и грузовиков.
В начале шестидесятых завод расширил свою деятельность капитальным ремонтом автобусов ПАЗ 651 и КАВЗ 651 (по сути – одна и так же машина) и чуть позже, «Колобков» ПАЗ 652.
С автобусами в шахтёрском крае была большая напряженка, завод ремонтировал технику быстро и даже качественно, поэтому в начале шестидесятых его перепрофилировали исключительно под ремонт автобусов, а заодно и попробовали наладить производство собственных машин. Получилось.
Поначалу кузова енакиевских автобусов строились на деревянном каркасе, но с расширением производства и ростом объемов (ежегодно до 2500 машин) завод перешел на цельнометаллическую конструкцию, ничем не отличавшуюся от КАВЗ 651. За исключением специализированной версии для ритуальных служб.
Существенные отличия там были внутри кузова. Сразу за водителем была перегородка, за которой находился салон для пассажиров, а еще дальше за ним… ну вы поняли. Там еще были направляющие для тележки, вот похоже основа от них сохранилась.
Я уверен, что конкретно этот автобус изначально был катафалком. Годовой их тираж был невелик, до 250 штук в год. Распределяли машины по всей стране, в отличие от обычной пассажирской версии, трудившейся в основном на Донбассе и в близлежащих областях.
В 1975 году Горьковский автозавод начинает поставки новых шасси ГАЗ 52, а затем и ГАЗ 53 с более длинной базой. Кузову тоже требовалась замена, но осуществить её заводу не удалось. Автобусов не хватало, нужны были еще вчера, как говорится, а то что внешность устарела – да кто там на неё внимания обращал в рабочих посёлках.
Поэтому обошлись лишь переносом арок задних колёс и в таком виде «франкенштейнер» выпускали до середины восьмидесятых. Кстати, рифлёные борта – отличительная черта самых ранних выпусков, до 1977 года, хотя в описании указан 1979-й.
Жаль сдавать в металлолом, написал хозяин в своём объявлении, похоже, даже не подозревая какой редкий ныне раритет был в его руках. Продавал он машину за 55 тыс. рублей, примерно по цене металлолома. Спустя несколько дней после публикации, пока я готовил пост, объявление стало неактуально. Надеюсь, редкая машина, родом из близкого моему сердцу города попала в хорошие руки.
Я на Драйв 2
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам