Найти тему
Гараж Автоклассика

По цене металлолома. В Оренбурге нашелся редкий донбасский автобус ЕАРЗ 654

Увидев объявление из Оренбурга о продаже этого автобуса, я сильно удивился. Неужели, думаю, «барбухайки» из города, с которого сам я родом, еще где-то бегают? Но факт, как говорится, налицо – машина по словам продавца еще на ходу и даже может сама приехать к покупателю, потому что документы на неё тоже имеются.

фото авито
фото авито

Автобус называется ЕАРЗ-654, и даже на Донбассе, у себя на родине такие «барбухайки» давно исчезли не то что с дорог, но и с задворков автобаз. Отправились на чермет еще в девяностых.

Типичный вид последних дней жизни многих ЕАРЗов.
Типичный вид последних дней жизни многих ЕАРЗов.

История его появления типична для многих советских автобусов капотной компоновки, собранных на шасси ГАЗ-51 и последующих моделей горьковского грузовика. В 1956 году в Енакиево (Донецкая область) был основан авторемзавод, поначалу занимавшийся ремонтов самосвалов и грузовиков.

В начале шестидесятых завод расширил свою деятельность капитальным ремонтом автобусов ПАЗ 651 и КАВЗ 651 (по сути – одна и так же машина) и чуть позже, «Колобков» ПАЗ 652.

ЕАРЗ 654 на старинных крымских номерах. Служебная машина одного из коммунальных предприятий, фото примерно 15-летней давности.
ЕАРЗ 654 на старинных крымских номерах. Служебная машина одного из коммунальных предприятий, фото примерно 15-летней давности.

С автобусами в шахтёрском крае была большая напряженка, завод ремонтировал технику быстро и даже качественно, поэтому в начале шестидесятых его перепрофилировали исключительно под ремонт автобусов, а заодно и попробовали наладить производство собственных машин. Получилось.

-4

Поначалу кузова енакиевских автобусов строились на деревянном каркасе, но с расширением производства и ростом объемов (ежегодно до 2500 машин) завод перешел на цельнометаллическую конструкцию, ничем не отличавшуюся от КАВЗ 651. За исключением специализированной версии для ритуальных служб.

-5

Существенные отличия там были внутри кузова. Сразу за водителем была перегородка, за которой находился салон для пассажиров, а еще дальше за ним… ну вы поняли. Там еще были направляющие для тележки, вот похоже основа от них сохранилась.

-6

Я уверен, что конкретно этот автобус изначально был катафалком. Годовой их тираж был невелик, до 250 штук в год. Распределяли машины по всей стране, в отличие от обычной пассажирской версии, трудившейся в основном на Донбассе и в близлежащих областях.

10-15 лет назад отдельные экземпляры ЕАРЗ 654 еще встречались на дорогах. Старые луганские номера, Украина.
10-15 лет назад отдельные экземпляры ЕАРЗ 654 еще встречались на дорогах. Старые луганские номера, Украина.

В 1975 году Горьковский автозавод начинает поставки новых шасси ГАЗ 52, а затем и ГАЗ 53 с более длинной базой. Кузову тоже требовалась замена, но осуществить её заводу не удалось. Автобусов не хватало, нужны были еще вчера, как говорится, а то что внешность устарела – да кто там на неё внимания обращал в рабочих посёлках.

Поэтому обошлись лишь переносом арок задних колёс и в таком виде «франкенштейнер» выпускали до середины восьмидесятых. Кстати, рифлёные борта – отличительная черта самых ранних выпусков, до 1977 года, хотя в описании указан 1979-й.

-9

Жаль сдавать в металлолом, написал хозяин в своём объявлении, похоже, даже не подозревая какой редкий ныне раритет был в его руках. Продавал он машину за 55 тыс. рублей, примерно по цене металлолома. Спустя несколько дней после публикации, пока я готовил пост, объявление стало неактуально. Надеюсь, редкая машина, родом из близкого моему сердцу города попала в хорошие руки.

Я на Драйв 2

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам