После появления на канале обзоров на фильмографии Роберта Олдрича и Джона Стёрджеса сомнений в том, что придется разбирать еще и режиссерскую карьеру Дона Сигела не оставалось. Как и Роберт с Джоном, Дон дебютировал в конце 40-х, снимал фильмы категории "Б" в 50-е, специализируясь на сугубо мужских жанрах (военном и гангстерском кино, вестернах и нуарах). В 60-х, однако, траектории карьер этих постановщиков разошлись. Если для Олдрича и Стёрджеса именно это десятилетие стало самым успешным в карьере, то Сигел заметно притормозил. Работал он больше на телевидении, чем в кино, а его полнометражные игровые фильмы выглядели достаточно слабо (но не плохо!), но в 1968-м он знакомится с Клинтом Иствудом и переносит действие вестерна на улицы большого города, становясь одним из первых режиссеров городского боевика.
Затем случились 70-е, и именно в это десятилетие наиболее полно раскрылись дремавшие до этого режиссерские таланты. Именно в новом жестком десятилетии, когда рухнул кодекс Хейса, а ему на смену пришла рейтинговая система, режиссеры стали ограничены только аудиторией, для которой они снимали кино. Для Сигела настал золотой век.
Не могу назвать себя большим поклонником Сигела (Олдрич и Стёрджес нравятся мне всё же больше), но для истории жанрового кино режиссер сделал много.
Ниже выборочный разбор фильмографии Сигела, который за 36 лет режиссерской карьеры снял 33 полнометражных игровых фильма. Из них смотрел 19. О них ниже и пойдет речь.
О 19 из 33 фильмов Дона Сигела
Вердикт (The Verdict), 1946
Полнометражный игровой дебют Сигела представляет собой мрачный детективно-психологический триллер, снятый в нуарных тонах и явно вдохновленных фильмами Хичкока и Ланга. До лучших работ последних серьезно не дотягивает, но для дебюта очень круто. Тот же Олдрич дебютировал менее впечатляющий.
Большой обман (The Big Steal), 1949
Третий фильм Сигела - чистейший круто сваренный нуар, причем явно не первого эшелона. Слеплен из штампов, но снят бодро и динамично. Один из тех фильмов, от которых ничего не ждёшь, но можешь получить истинное удовольствие от просмотра.
Дуэль на Силвер-Крик (The Duel at Silver Creek), 1952
Четвертый фильм Сигела вышел откровенно слабым вестерном с Оди Мерфи в главной роли. Во многом это "заслуга" исполнителя главной роли, который после своего известного подвига на полях Второй Мировой решил капитализировать свою известность съемками в кино, но актер из него слабый, да и рост (165 см) для вестерна совсем не впечатляющим. Сигел на съемках тоже не особо напрягался.
Бунт в тюремном блоке №11 (Riot in Cell Block 11), 1954
Восьмой фильм режиссера опять получился не обязательным, но крутым фильмом. Сигел вытягивает из реальной истории тюремного бунта максимум того, что можно было в 1954-м. Фильм для своего времени на редкость жесткий, хотя большая часть происходящего скорее подразумевается и обозначается, чем демонстрируется. В Голливуде 50-х главный талант режиссера заключался в том, чтобы "показать, не показывая".
Вторжение похитителей тел (Invasion of the Body Snatchers), 1956
Десятый фильм Сигела - абсолютная классика голливудской фантастики. Как и все фантастические ленты 50-х, фильм чудовищно устарел и местами выглядит не как хоррор, а как комедия, но историческое значение и влияние на развитие сай-фая и фильмов ужасов данного кинопроизведения отрицать трудно.
Малыш Нельсон (Baby Face Nelson), 1957
Двенадцатый фильм Сигела снят в жанре гангстерского кино, причем практически так же, как это было принято в 30-х. Представляет собой фантазию по мотивам жизни и деятельности знаменитого грабителя времен Великой Депрессии. Получилось слабо. Дело мог бы спасти исполнитель главной роли, но Микки Руни хоть и неплохой актер, но с ростом в 157 см в роли грозного бандита его не воспринимаешь.
Линейка (The Lineup), 1958
Четырнадцатый фильм режиссера - один из последних значительных нуаров классической эпохи. Два гангстера ищут пакет с наркотиками, попавший не в те руки. Сигел снимает чисто развлекательное кино, грамотно дозируя саспенс и экшн, а Элай Уоллак исполняет роль запоминающийся бандита. Не такую мощную, как в "Великолепной семерке" или "Хорошем, плохом, злом", но становится понятно, почему его взяли на те роли.
Ад для героев (Hell Is for Heroes), 1962
Семнадцатый фильм Сигела. Проба пера в жанре военной драмы со Стивом МакКуином в главной роли. Откровенно говоря, первая половина 60-х выдалась для Сигела не самым удачным временем. В то время как его коллеги/конкуренты Олдрич и Стёрджес снимали свои самые успешные, как с коммерческой, так и с творческой точки зрения фильмы, Сигел прозябал на американском телевидении время от времени снимаю "большое" кино. Например, "Ад для героев".
Убийцы (The Killers), 1964
Девятнадцатый фильм режиссера. Экранизация рассказа Эрнеста Хемингуэя снималась для телевидения, но из-за излишней жестокости была показана в кинотеатрах. Если честно, всегда предпочитал версии Роберта Сьодмака и даже студенческую короткометражку Тарковского, так же основанные на этом рассказе Хэма. Фильм Сигела выглядит слишком простым и примитивным именно с точки зрения режиссуры, однако запоминается яркими актерскими работами: Ли Марвин в роли эталонного киллера-профессионала и Рейган в роли наиболее мерзкого из всех персонажей фильма.
Блеф Кугана (Coogan's Bluff), 1968
Двадцать первый фильм, который реабилитировал Сигела как режиссера и стал хорошим трамплином для его загибающейся карьеры. "Блеф Кугана" - один из первых городских боевиков, ставших одним из самых популярных голливудских жанров с середины 70-х по середину 90-х. "Блеф Кугана" - это на 90% современный вестерн и на 10% полицейский процедуал, вышедший в свою очередь из нуара. Стоит отметить, что Сигела нельзя назвать главным популяризатором городского боевика, в том же, 1968-м, году вышел "Буллит", ставший настоящий хитом и проторивший дорогу другим фильмам о жестких полицейских, но Сигел пришел в жанр параллельно.
Мадиган (Madigan), 1968
Вышедший в том же году "Мэдиган" - кино гораздо более старомодное. Это полицейский процедуал того типа, которые снимались еще в 40-е и 50-е. Заметно постаревшие Ричард Уидмарк и Генри Фонда разыгрывают относительно реалистическое расследование убийства в большом городе с точки зрения полицейских, для которых их работа давно превратилась в рутину.
Два мула для сестры Сары (Two Mules for Sister Sara), 1969
Двадцать четвертый фильм Сигела. Начиная с этой работы, режиссер поймал свою волну. Вместе с Клинтом Иствудом и Ширли Маклейн он снял на удивление легкомысленный, но не глупый вестерн, вдохновленный не только классикой кино о ковбоях, но и приключенческими лентами прошлого, в частности "Африканской королевой". Получилось не выдающееся, но очень симпатичное кино, не потерявшее своего обаяния и сегодня.
Обманутый (The Beguiled), 1971
Двадцать пятый фильм Сигела - настоящая скрытая жемчужина его фильмографии, в которой Клинт Иствуд исполнил одну из самых неординарных своих ролей. История о раненом солдате-северянине, попавшем в женский интернат для состоятельных южанок, балансирует между вестерном, мелодрамой и психологическим триллером. Сигел не боится делать всех персонажей крайне неоднозначными и малопривлекательными, подводя действие к жестокой развязке. Стоит сказать, что в 2017-м на материале того же романа София Коппола сняла собственное кино с Колином Фаррелом... и на фоне версии Сигела оно выглядит особенно беззубо и бессмысленно.
Грязный Гарри (Dirty Harry), 1971
Четвертая совместная работа Сигела и Иствуда получилась самым известным, самым успешным и одним из действительно лучших фильмов режиссера. В топ-3 определенно входит. Фильм популяризовал жанр полицейского боевика, создал новый архетип полицейского, которому не писаны законы, стал основой для успешной франшизы, растянувшейся на два десятилетия, а также стал одним из самых пародируемых фильмов в истории. Особенной популярностью пользуется легендарная сцена, в которой Каллахан интересуется у "подозреваемого" знает ли тот, сколько выстрелов произвел Гарри из своего магнума.
Чарли Варрик (Charley Varrick), 1973
Следующий фильм Сигела получился, возможно, даже лучше "Грязного Гарри". На мой взгляд, это в принципе лучший фильм режиссера, хотя это мнение и не самое популярное. "Чарли Варрик" - жесткая, но одновременно забавная история о старом воре (Уолтер Маттау), который по ошибке ограбил банк мафии и теперь вынужден как-то выходить живым из этой ситуации. Из Маттау получился отличный антигерой и в криминальном жанре он смотрится на удивление органично. Ничуть не хуже, чем в комедиях.
Черная мельница (The Black Windmill), 1974
Следующий фильм Сигел снимает в Великобритании с Майклом Кейном в главной роли. У "Черной мельницы" интересный сюжет, но очень неоднозначное исполнение. Согласно сценарию, у британского секретного агента похитили сына и требуют за него огромный выкуп. Начальство помогать не торопится, и герою приходится разработать собственный план освобождения. Повторюсь, фильм неплох, но ему определенно чего-то не достает. Может саспенса, может экшна, но ощущается кино затянутым.
Самый меткий (The Shootist), 1976
Последний фильм Джона Уэйна снял именно Сигел, хотя ранее вместе они не работали. Главный ковбой Голливуда играет почти себя - старого ганфайтера, больного раком (у самого Уэйна во время съемок был аналогичный диагноз), которому тихо дожить последние дни не дают былые "подвиги". Тот случай, когда отношение к фильму определяется отношением к Уэйну. Кроме него здесь почти ничего нет.
Телефон (Telefon), 1977
После Марвина и Иствуда Сигел просто не мог взять и не снять фильм с Бронсоном. Получился не плохой, но рутинный триллер периода холодной войны. Бронсон играет агента КГБ, который спасает Америку от сети спящих диверсантов, запрограммированных на подсознательном уровне. Пиротехники много, а вот сценарий подкачал, хотя для времени создания клюква не такая уж развесистая.
Побег из Алькатраса (Escape from Alcatraz), 1979
Последние два фильма Сигела ("Грубая огранка" и "Сглазили") не видел, поэтому могу с чистой совестью закончить обзор на позитиве. "Побег из Алькатраса" - один из лучших фильмов о побеге из тюрьмы. В десятку лучших точно входит, хоть на первое место его вряд ли кто-то поставит. Кроме, возможно, Тарантино, который этот фильм обожает.