Я — воспитатель детского сада с 18-летним стажем. Люблю своих малышат. Мне кажется без любви работа с детишками в тягость. Сколько у нас персонала поменялось за эти годы! — я даже счёт потеряла. Но речь не об этом сейчас.
Однажды в наш садик привели новенького. Пятилетний Ванечка с первого взгляда не отличался от других детей. Пришел он с мамой в наш детский сад. Согласился переобуться и пройти в группу с первого раза. Не капризничал, не цеплялся за "мамину юбку", как это часто происходит с новичками. Не плакал...
Глядя, на милого, послушного малыша, я бы в жизни не догадалась, что он аутист, если бы мама Ванечки нас не предупредила заранее. У мальчика синдром Аспергера. С таким диагнозом ребёнку можно общаться со сверстниками, под пристальным вниманием взрослых.
Родители Вани приняли трудное решение — отдать его в детский садик, чтобы малыш мог адаптироваться, играя со сверстниками. Такие дети умны, интеллектуально развиты, но у них может наблюдаться проблемы с координацией движения, заторможенная речь, неадекватная реакция на громкие и резкие звуки и пр.
Сам Ванечка, раздевшись, слегка потупив взгляд, сказал тихонько:
— Я - аист, меня почему-то боятся... но я всех люблю. Не бойтесь меня, я хороший...
У меня от умиления защемило сердце. Досталось, видимо малышу в жизни, что с порога всех успокаивает: "я хороший!". Так мы его и прозвали - наш Аист. День за днем Ванюшка развивался по мере своих возможностей. Не все давалась ему легко. Не всегда он шел на контакт.
Трудно было привлечь его к коллективным занятиям, ребёнок - явно выраженный индивидуалист. Лепить, рисовать в одиночестве мог часами, а вот принимать участие в массовках - нет. Мы учитывали характерную особенность ребёнка и не настаивали... Помогали ему, как могли.
— Ванечка, ты устал уже заниматься?
— Нет.
— Ну, мы уже час рисуем. Может, нужно походить или ты хочешь попить водички?
— Нет.
— Ты подумал или просто машешь головой?
— Да. Устал.
Так каждое действие нужно уточнять несколько раз. Это маленький пример. Сложнее, когда нужно вспоминать и называть картинки, буквы, цвета. Он их знает, но сразу сказать не может.
— Ванюша, а какое сейчас время года? Посмотри в окошко.
— Тебя Аня зовут, да?
— Меня зовут Анна Юрьевна. Посмотри, пожалуйста, в окно. Что ты видишь?
— Листья.
— Правильно. А какого цвета листья?
— У тебя есть муж?
— Есть. Ладно, тогда давай сменим тему. Ты помнишь, как деток зовут в группе?
Он может посреди занятия мечтать о чем-то своем. Или задать волнующий вопрос без стеснения. Или сказать что-то интимное. стыдное...
— Мы опоздали, потому что у моей мамы была диарея... (да, да! именно - диарея... удивительно, что в 5-летнем возрасте малыш уже знает такие слова)
Мама отдала его в детский сад, чтоб он не чувствовал себя обделенным. Ему нужно общение со сверстниками. Мальчик очень спокойный и усидчивый. Память кратковременная отсутствует. Ему сложно рассказать о вчерашнем дне или вспомнить, чем кормили на завтрак.
Зато Ваня с легкостью расскажет о прошедшем дне рождения. Как он задувал свечки на торте, а "вредный" Алёшка сломал его танчик. У него есть свои меры безопасности. Ваню невозможно обнять. Он не даёт к себе прикасаться. Одеваться старается сам или только при помощи мамы.
Как сложится его дальнейшая судьба, пока сложно сказать. Но мы все знаем, что наш «аист» особенный. У него добрые глаза и большое сердце.
Дай Бог счастья этому светлому мальчику...
За 18 лет моей воспитательской практики, аутист у меня в группе впервые и... это совсем не страшно. Просто - большая ответственность.
#дети #семья #рассказы из жизни