Найти в Дзене
Военное Кредо

«Немцы бы выиграли эту войну, если бы они вели себя по-человечески с простым народом»- воспоминания румынского ветерана

Оглавление

Василь Цапу (1919 года рождения) родом из Бессарабии. Его семья была весьма зажиточной (по сельским меркам). Поэтому, когда в 1940 году стало известно о том, что Бессарабия присоединяется к СССР, они не стали дожидаться раскулачивания и бежали в Румынию.

Василь был уже женат, имел ребёнка, и в армию не рвался. Беженцев-бессарабцев туда поначалу и не брали. Но 15 ноября 1942 года Цапу получил повестку и попал служить в 1-й пионерный (сапёрный) полк «Крайова», в противотанковый взвод бронебойщиком.

Тащил ПТР на своём горбу от излучины Дона через всю Украину

Всю зиму новобранцев обучали, и только в марте или апреле 1943-го отправили на фронт, в СССР. До излучины Дона ехали 2 или 3 недели. Там Василь Цапу в первый и последний раз сражался на передовой. Понтонёры выстроили переправу через Дон, но только далеко за ней, чуть ли не через сотню километров, румыны вошли в соприкосновение с советскими войсками.

Румынские солдаты и немец. Фото в свободном доступе.
Румынские солдаты и немец. Фото в свободном доступе.

Цапу вспоминает, что бронебойщики действовали в паре. Противотанковые ружья у них были 7,92-миллиметровые, чехословацкого производства. Один бронебойщик стрелял по гусеницам, стараясь повредить одну из них, чтобы танк развернуло. Тогда второе ружьё, не мешкая, било ему в зад, стремясь подпалить мотор. Танкисты выскакивали из повреждённой машины: кто убегал, кто погибал, а кого брали в плен.

Но основное, с чем у Цапу ассоциируется война, – это с перетаскиванием тяжёлого и неудобного противотанкового ружья на своём горбу:

«Это немцы почти всё время на колёсах, а мы в основном пешком. И я нёс эту бандольерэ в чехле, но таскать её – то ещё удовольствие. Как привал – так просто падал от усталости и сразу засыпал. От жуткой усталости даже не хотелось кушать».
Румынские солаты. Фото в свободном доступе.
Румынские солаты. Фото в свободном доступе.

Горячую пищу очень редко приходилось поесть: всё остывало по дороге. В морозы хлеб замерзал так, что его невозможно было откусить, поэтому давали сухари.

Офицеры питались отдельно от солдат: Василь даже никогда не видел, что, где и когда они ели. Но распространённого мнения о румынских офицерах (как о высокомерных хамах по отношению к солдатам) он не подтверждает. В его подразделении офицеры вели себя нормально, рукоприкладства себе не позволяли.

Но было очень тяжело: для полевых условий одеты румыны были слабо, и мёрзли даже весной. Хорошо ещё, у кого были шерстяные носки, тёплые шапки и шарфы, зимние ботинки – свои, из дома. А казённая одежда была очень «хилая».

Румынские миномётчики. Фото в свободном доступе.
Румынские миномётчики. Фото в свободном доступе.

Мёрзли постоянно, жгли всё, что попадётся под руку в кострах, чтобы согреться. Страдали от вечного полуголодного состояния и от вшей.

«Проиграли войну из-за неправильного отношения к населению»

Советский Союз произвёл на Василя Цапу удручающее впечатление. В крупных городах он не бывал, а вот сельская местность в СССР – это беспросветная бедность и нищета, дома, крытые камышом или соломой, разруха... Люди прятались и убегали, когда в их сёла входили оккупанты. Но этот румын даже составил свое мнение, почему немцы проиграли войну, и выглядит оно довольно нестандартно.

«Я считаю, что немцы бы выиграли эту войну, если бы они вели себя по-человечески по отношению к простому народу,– уверен Василь Цапу, – а они ведь людей буквально терроризировали, учиняли разгром и издевательства. Поэтому было такое сильное партизанское движение. Поэтому и русская армия так упорно не сдавалась».
Румыны в донских степях. Фото в свободном доступе.
Румыны в донских степях. Фото в свободном доступе.

Большой своей личной удачей Василь считал то, что он попал на фронт после Сталинграда и в эту мясорубку не попал. А после Сталинградской битвы немцы уже не доверяли румынам воевать на передовой: румынские части были где-то «во второй и третьей» линии обороны, поэтому «я не испытал всего того ужаса, что творится на самой передовой».

Выход из войны – огромное облегчение для всех румын

Было так. Отступали немцы – снимались со своих позиций и отступали и румыны. От Дона – на Харьков. Потом на Одессу, на Кишинёв… пока снова не оказались в Румынии. Поскольку в боях они всё это время не участвовали, то опасались не столько смерти, сколько плена. Боялись, что русские сделают какой-нибудь глубокий прорыв и возьмут их в окружение.

  Василь Цапу. Фото в свободном доступе.
Василь Цапу. Фото в свободном доступе.

Новость о выходе Румынии из войны все восприняли с великой радостью, и бросились по домам.

«Пришли на вокзал, а у поезда нет ни локомотива, ничего… Начальник станции объявил, что ничего и не будет, и каждый пошёл кто куда – кто на каруце (повозке), кто просто пешком».

Многих солдат через пару месяцев снова призвали – воевать теперь уже против Германии, за СССР. Но Василю и тут повезло: русские разрешили бессарабцам и буковинцам покинуть румынскую армию и вернуться домой.

Цапу отмечает, что воевал он не против русских, а против коммунизма. Потому ему ещё пришлось много лет жить в стране, управляемой коммунистической партией, и на личном опыте убедиться: «коммунизм – это плохо»

Живите мирно!

Спасибо за прочтение ! Ставьте лайки,подписывайтесь на мой канал! Если заметите ошибки или опечатки, напишите мне, я буду благодарен!

Вопрос к читателям:

Как Вы думаете, значительно ли отличались настроения в румынской армии от настроений в Вермахте?