17 декабря 1929 г. был взорван соборный храм Чудова монастыря, что в Московском Кремле. За одну ночь Собор Чуда архистратига Михаила в Хонех превратился, согласно свидетельству реставраторов, что работали над сохранением его фресок, в «груду строительного мусора». Сами же «снятые фрески святителей в кругах с алтарного абсида не найдены».
Вообще, конечно, подобные дела — дикость и варварство. Ну ладно, пусть Церковь отделена от государства, пусть религия объявлена «опиумом для народа», но зачем же памятники истории и культуры ломать? Тем более под таким откровенно оскорбительным предлогом: «Храм и монастырь мешают строительству здания, предназначенного для Советской объединённой школы РККА имени ВЦИК».
Впрочем, особенной волны протестов эти «дикость и варварство» не вызвали. Разве что в среде историков и реставраторов. Остальным было почти наплевать. По той простой причине, что подобные художества никак не могли считаться чем-то новым и шокирующим. Бывшие «хозяева земли русской» иной раз расправлялись с церковными памятниками истории и архитектуры чуть ли не с тем же рвением, что и «сатанинские» большевики.
Скажем, стенания по поводу утраченного Чудова монастыря никогда не обходятся без обязательного: «О, какой кошмар! Уничтожили один из самых древних монастырей Кремля!»
Да, спору нет. Один из самых древних. Если быть точным — второй по старшинству. А теперь — внимание. Какая церковь была не «одной из», а просто — самой древней? Заставшей чуть ли не самого Юрия Долгорукого?
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. Первое известие о деревянном храме восходит в XII столетию. Какова же её судьба?
Довольно интересная. Деревянную церковь сменяет каменная. Ту — ещё одна каменная, построенная итальянцем Алевизом Новым в 1508 г. А в 1847 г. император Николай I принимает решение её снести. Почему? Да просто так — мол, какая-то она неказистая. На фоне только что выстроенного Большого Кремлёвского дворца не смотрится. И с ним, таким новеньким и красивым, не гармонирует. А потому — с глаз долой древнейший храм Кремля. Нечего ему тут отсвечивать.
Пример не единичный и даже не первый — просто наиболее характерный.
В России, как и других странах мира, на протяжении веков сносили старые храмы и здания "за ветхостью", а крепостные сооружения - "за ненадобностью". Однако к началу 19 века на государственном и общественном уровне утвердилось понимание, что "российские древности" следует сберегать для потомков. С этого момента и следует вести отсчёт истории уничтожения памятников архитектуры в нашей стране.
В этом списке только те случаи, когда памятник был уничтожен полностью или большей частью. А были ещё тысячи примеров частичного уничтожения в результате перестройки или варварской "реставрации", когда уничтожались исторический декор, древние фрески (например, в храме Покрова на Нерли в 1877 г.), конструктивные части зданий (например, снос домонгольских галерей Дмитриевского собора во Владимире в 1838 г.).
Сносились памятники в основном «за ветхостью» (универсальный предлог, часто фальшивый), но иногда случались и чисто идеологические мотивы (борьба с польско-литовским наследием в западных губерниях).
Будем благодарны, если читатели помогут дополнить эту хронологию: http://kstolica.ru/forum/11-60-1