«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что
Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его
слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и
мазала миром» (Лук.7:37,38).
Женщина не смогла удержаться от того, чтобы прийти и выразить Спасителю всю глубину своей благодарности. Ее не удержали мысли типа: « А что подумают обо мне люди? Как отнесутся ко мне фарисей и его гости? Не выгонят ли меня слуги?» Всё это затмило одно горячее желание быть у ног Христа, быть с Ним несмотря ни на что, несмотря на мнение людей, на свою репутацию, на свое недостоинство. И Господь откликнулся на ее веру.
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лук.7:47-50).
В чем была ее вера? Что ее отличало от веры фарисея? Бездонная мера благодарности к Избавителю. Ее жизнь полностью изменилась в результате общения с Иисусом. Она вновь обрела надежду, в ее жизни появился смысл, уверенность в том, что и она достойна Царства Небесного.
Симон тоже, как и Мария, был благодарен Господу, и он по-своему выразил свою благодарность. Что сделал этот фарисей? Он не побоялся вопреки официальной позиции иудеев пригласить Христа к себе и устроить в Его честь роскошный пир. Этот шаг требовал и веры, и смелости.
Симон также как и Мария победил в себе сомнения типа: «А что скажут обо мне в народе? Не отлучат ли от синагоги? Не потеряю ли я уважение и авторитет среди фарисеев?»
Он был счастлив на пиру рядом с Христом. Только эту радость вдруг омрачила та женщина, которая своим присутствием напомнила ему о прошлых грехах. Совесть Симона разрушила его покой. Он постарался заглушить ее голос: «Да ведь это же отъявленная грешница! Это она виновата в моем грехе!»
Господь остановил развитие таких мыслей Своей притчей (Лук.7:41-43), обличением (Лук.7:44-46) и последующим выводом: «Кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7:47).
Вывод похож на чистую математику – малое прощение равно малой любви.
Действительно ли мера прощения зависит от меры моей любви? Нужно ли мне пасть на самое дно, чтобы обрести всю полноту любви к Богу прощающему?
Здесь дело не в числе пороков, потому что любой грех, даже самый незначительный на наш взгляд, ведет к вечной смерти. Здесь стоит вспомнить «незначительный» грех Евы: один кусочек плода с дерева, и всё потеряно – и рай, и вечная жизнь!
Важна не глубина моего падения. Важна глубина моего покаяния, которое не позволяет мне думать: «Да я только чуть-чуть «откусил», чуть-чуть согрешил! Все же грешат. Другие вон вообще насильники и убийцы. Я ничего такого не делал. Только подумал! Только пожелал! Только слово сказал! Неужели если я мало согрешил, мне мало и проститься?»
Из этого вопроса против раннего христианства возникло целое лжеучение, последователи которого издевались над словами Христа из Лук.7:47: «Чтобы вам больше простилось – грешите больше!» Подобные насмешки скептиков вынудили апостола Павла написать: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим.3:8).
Что означают слова Христа из Лук.7:47?
Не глубину греха, а глубину покаяния. Это означает то, что даже самый малый грех мне нужно рассматривать как глубокую пропасть, как стену, разделяющую меня с Господом. И мало прощается тем, кто мало придаёт значения этой стене разделения, мало думает о том, что его проступок покрыт страшно дорогой ценой.
Мало прощается тому, кто сам прощает себя и думает, что ничего нет страшного в небольшом грехе, - маленькой лжи, небольшой краже, разовом прелюбодеянии и в обыденном желании завладеть женой или имуществом ближнего. Все это говорит о том, что я мало ценю и люблю Господа, принесшего Себя в жертву ради моего прощения.
До этого Иисус говорил Симону один на один, и вряд ли кто слышал эти слова, кроме исцеленного фарисея. Может быть поэтому беседа Христа и Симона упоминается только в Евангелии от Луки. Возможно, Лука узнал о ней из уст самого бывшего фарисея.
Но далее Христос говорит во всеуслышание: «Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лук.7:48). Мария нуждалась в таком подтверждении и ободрении, хотя из нее уже были изгнаны бесы и жизнь ее кардинально изменилась.
Мы все постоянно нуждаемся в таком ободрении от Господа, потому что пока еще остаемся греховными, - осколки греха всё еще живут в нашем сердце. Именно поэтому мы радуемся на вечери Господней, когда нам омывают ноги, что символизирует прощение греха.
Мария же услышала желанные слова из уст любимого Иисуса. И услышала не только она. «И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?» (Лук.7:49).
В понимании иудея того времени, да и в нашем с вами сегодня, прощать грехи может только Бог. Да, мы тоже можем прощать наших обидчиков, но этот обидчик должен обязательно обратиться за прощением к Богу. Каждый проступок подразумевает покаяние. И если тот, кто обидел ближнего, этого не сделает, если не раскается в своем проступке, если сердце его не защемит от того зла, которое он сделал ближнему, жертва Христа для него будет напрасной. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23,24).
Сын человеческий пришёл на Землю во плоти, чтобы принести Жертву во плоти, и этим дать единственную возможность нашего прощения. Люди, бывшие на пиру Симона, еще не понимали этого, еще не осознавали, с Кем они возлежат за одним столом. Отсюда их вопрос – вопрос правильный, но исходящий от неправильного понимания. Поэтому Господь не обратил на него внимания, а вновь обратился к Марии: «Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лук.7:50).
«Вера твоя спасла тебя» - чем отличалась вера Марии от веры Симона? Скорее всего, глубиной благодарности за прощенные грехи, глубиной осознания того, что без Христа, без близких отношений с Ним для нее нет ни спасения, ни жизни, ни смысла, ни радости, ни счастья.
Только во Христе мы можем найти всё это. Только Он до конца понимает нас и только Он может сделать нас свободными от тягостных переживаний, от страданий, безысходности, болезней и смерти. Свободными от чувства вины и от всякого греха.
Итак, Лук.7 гл. открывает нам три эпизода, три случая, описывающих глубокую веру трех совершенно разных человек по званию, положению в обществе , авторитету и профессии. Из них мы можем понять, какую веру ожидает от нас Господь и чем отличается истинная вера.
Во-первых, нерушимой уверенностью в истинности, силе и действенности Слова Божьего. Слова, которое несёт в себе благословение. На него не требуется испрашивать благословение, - оно уже исполнено благословений Божьих и само благословляет человека.
Во-вторых, вера характеризуется уверенностью в Боге Спасителе, избавляющего от страха, сомнений, переживаний и скорбей. В Боге придающем нашей земной жизни смысл, радость, удовлетворение. Всё это только в Нем, и ни в Ком или в чем другом.
И в –третьих, истинная вера подразумевает покаяние. верующий человек осознаёт свою греховность, свою нищету духа, свою нужду в избавлении от внутреннего зла. Истинная вера невозможна без покаяния и оставления греховного образа жизни.
Именно эти наиболее важные моменты в понимании веры обозначил Лука в повествовании о римском центурионе, о величайшем из пророков и о раскаявшейся падшей женщине. Эти люди вошли в ряды героев веры, чтобы в эти ряды вошли также и мы с вами. Чтобы также и мы проявляли непоколебимую веру в Божье слово, веру в Бога исцеляющего, спасающего, милующего и прощающего. Веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.