Найти тему

Made in Germany или «ирония истории»

Всем приятного прочтения уважаемые читатели. В своей статье я буду оперировать выдержками из различных статей и это будет относиться к становлению технологического научного прогресса в Германии.

паровой молот Альфред Крупп произвел революцию в обработке стали в 1861 году.
паровой молот Альфред Крупп произвел революцию в обработке стали в 1861 году.

Германия как никакая другая страна может похвастаться изобилием гениальных ученых и изобретателей. Именно в Германии было изобретено большое множество простых, но в тоже время столь необходимых в обыденной жизни каждого человека предметов. 

Рудольф Дизель – великий немецкий инженер – отец-создатель двигателя, который завоевал весь мир! Будущий великий изобретатель Рудольф Дизель всегда интересовался паровыми и тепловыми двигателями, мечтая создать свой собственный, идеальный тип двигателя. И благодаря его уму и непрестанному труду это ему удалось в феврале 1892 года. Эта дата официально считается днем рождения первого дизельного двигателя.

Flickr.com
Flickr.com

Во второй половине XIX века покупатели с той же яростью, что и теперь, ругали не китайские, а германские товары, наводнившие рынки всего мира. Британский экономист Э. Уильямс писал в 1897 году, что экспортные немецкие товары называют дешевыми и плохими всюду, даже в самой Германии: "Дешево да гнило — был приговор одного откровенного немца о некоторых произведениях его родины, виденных им за границей, и каждый склонен удивляться, как с такой дурной и повсюду распространенной репутацией немецкий товар может иметь какой-нибудь успех на каком бы то ни было мировом рынке".

statehistory.ru
statehistory.ru

Подобно тому, как ныне на китайских товарах нередко страна-производитель не указывается, или указывается какая-нибудь другая страна, немецкие производители делали все, чтобы скрыть, что товар сделан в Германии. немцы с помощью разных ухищрений старались не демонстрировать клеймо "Made in Germany" потенциальным покупателям.

Промышленность, машиностроение, чугун, Molitor und Co., Гейдельберг 2-я половина XIX века, металл, чугун. Германия, Королевство Бавария, Пфальц.
Промышленность, машиностроение, чугун, Molitor und Co., Гейдельберг 2-я половина XIX века, металл, чугун. Германия, Королевство Бавария, Пфальц.

Одним из распространенных обходных маневров была отправка изделия в Англию в разобранном виде. Сборка часов, велосипедов или иных механизмов на британской территории автоматически снимала обязанность ставить позорное клеймо и позволяла указывать в качестве изготовителя мастерскую в каком-нибудь британском сарае. Если же изделие было достаточно велико по своим размерам, надпись "Made in Germany" размещали там, где никто и никогда не догадается ее искать. Так, например, поступали производители швейных машин. Известная американская фирма "Зингер" имела производство в Германии, но, не желая отпугивать покупательниц, прибегала к подобной уловке.

реклама Zinger
реклама Zinger

Одна германская фирма,— писал современник,— ввозящая в Англию в большом количестве швейные машины, с ясным клеймом "Singers" и "North British Sewing Machines", помещает штемпель "Made in Germany", напечатанный микроскопическими буквами, под подножкой. Надо не менее полдюжины швей, чтобы общими усилиями перевернуть машину вверх дном и прочитать надпись,— иначе она должна навсегда остаться непрочитанной". Плохие немецкие копии качественных британских, французских и американских товаров доставляли покупателям на судах и поездах, используя самые разнообразные тайники для провоза контрабанды. 

интернет-ресурс
интернет-ресурс

Русские и европейцы в равной мере возмущались бесцеремонностью немцев, использовавших любые затруднения конкурентов. После любой стачки на предприятиях в любой стране, как утверждали исследователи на рубеже XIX-XX веков, можно было не сомневаться, что долю рынка, освободившуюся во время трудового конфликта, обязательно займут немецкие товары. Но вскоре были вынуждены констатировать, что качество германской продукции становится день ото дня лучше. 

Главными причинами низкого качества немецких товаров долгое время было несовершенство станков и инструментов, низкая квалификация большинства немецких рабочих и техников, а также невысокий уровень прикладных наук. Если философов и филологов в немецких землях всегда было в избытке, хорошие инженеры и химики оказались едва ли не самым большим дефицитом.

В Германии было введено всеобщее бесплатное образование до четырнадцатилетнего возраста, а затем подростков определяли в профессиональные школы. Интересно оказалось то, что, скопировав их с зарубежных образцов, немцы или вообще не допускали в них иностранцев или назначали для тех огромную плату за обучение, что было равнозначно запрету. Получив достаточную профессиональную подготовку, немецкие рабочие начали доводить копии зарубежных товаров до такого совершенства, что даже не переносившие их французы были вынуждены признать, что термин "немецкие изделия" перестал быть синонимом отбросов. 

Собственно, именно так развивались события в странах, воспользовавшихся немецкой моделью развития после второй мировой войны. Вполне удачно использовали ее в Японии, чьи товары потребители в Европе и Соединенных Штатах сначала считали "азиатской дешевой дрянью", а затем едва ли не символом престижа и синонимом качества. Как только Япония перестала быть производителем "ощутительно дешевых" товаров, ее место заняла Южная Корея и другие "азиатские тигры". А вслед за ними, рынок самых дешевых товаров мира стал осваивать Китай. 

Надеюсь после прочтения, вы увидя где-нибудь надпись made in Germany вспомните эту статью и улыбнётесь. Ведь Китай, далеко не первый …

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими мыслями. Удачи вам, друзья!