Мосты - одна из основных визитных карточек Санкт-Петербурга! Их в Северной столице много: есть сугубо технические и малоинтересные с точки зрения эстетики, есть настоящие шедевры архитектуры и произведения искусства, есть мосты и удивительной историей, а есть новые переправы, идеально стилизованные под старину. И эту, без сомнения, очень интересную тему, я уже неоднократно поднимал на своём канале, рассказывая о мостах Обводного канала, реки Фонтанки и канала Грибоедова.
Но есть в нашем городе ещё одна крупная водная артерия, переправам которой я так и не успел уделить своего внимания - это река Мойка. Сегодня я постараюсь закрыть этот гештальт и рассказать о переправах через последнюю крупную реку центрального Петербурга!
Касательно маршрута: в этот раз я предлагаю идти против течения реки Мойки - от окраины к центру, так сказать (хотя называть Коломну окраиной максимально неправильно, но я в этом высказывании намекаю на отношение к этим районам туристов - всё же Летнему саду и Инженерному замку они уделяют куда больше внимания, чем Английскому проспекту, реке Пряжки и Адмиралтейским верфям).
Пару слов о самой реке Мойке
Река Мойка существовала на своём месте задолго до основания Петербурга - она являлась полноценным рукавом реки Фонтанки, однако местными жителями она особо не использовалась, потому что была грязной. Собственно, даже само название реки связано с этой её исторической особенностью - до 1797 года реку называли Мьей (от ижорского слова "Мья" - грязная). Любопытно, что современное название реки, ассоциирующееся у нас с чем то чистым (из-за корня "мыть"), совершенно не передаёт изначальный смысл топонима!
Но нужно понимать, что реку называли грязной не из-за проблем с экологией - в те времена вредных выбросов в реки практически не совершалось. Грязной реку прозвали за её заболоченный, илистый характер: этому способствовали её гидрологические особенности.
Однако, судьбу реки Мойки предрешило появление на её берегах летней резиденции императора Петра I - Летнего сада. Некогда мелкую илистую речку облагородили, превратив её в одну из главных рек Петербурга!
Ну что ж, краткий экскурс в историю реки Мойки мы осуществили - время переходить к главной теме данной статьи, к мостам!
Корабельный мост
Дата постройки: 1967 год
В створе: Адмиралтейских верфей
Первый мост, который мы с вами сегодня рассмотрим, фактически так и останется для нас недоступным - он находится на территории Адмиралтейских верфей, и пользуются им только сотрудники предприятия.
Впрочем, потеря эта невелика: ни с художественной, ни с исторической точки зрения данный мост особо не интересен - построен он был в 1967 году для нужд верфей, и с тех пор использовался только ими. Собственно, с этим связана и эстетическая скудность переправы - мост изначально был задуман как сугубо технический, и радовать петербуржцев он не должен был.
Однако разглядеть этот мост мы всё же можем: для этого необходимо выйти на набережную реки Мойки в районе Ждановского моста (переправа через реку Пряжку) и посмотреть в сторону верфей.
Храповицкий мост
Дата постройки: 1737 год (изначально), 1967 год
В створе: улицы Писарева
Первый мост, который мы с Вами можем не только увидеть, но и по которому можем пройтись - это Храповицкий мост, расположенный в створе улицы Писарева. Данная переправа куда старее предыдущей - мост на этом месте появился ещё в 1737 году, однако он был деревянный - постоянную железобетонную переправу, которую вы можете видеть в наши дни, построили уже в советское время - в 1967 году.
Интересно, что изначально (в середине 18 века) данная переправа именовалась Жёлтым мостом, однако со временем ей дали новое название. Благо даже в наши дни о историческом облике моста помнят, а потому до сих пор его подкрашивают жёлтой краской - так, как это было ещё в давние времена!
Кстати, условно Храповицкий мост можно назвать первым "цветным" мостом (а таких на реке Мойке много - но об этом мы поговорим чуть позже) на пути нашего следования, однако его официальное название всё же не даёт нам причислить его в этот ранг.
Ну и нельзя не обратить внимание на комплекс сооружений, расположенный неподалёку от Храповицкого моста. Я говорю о Новой Голландии - бывших военных складах, превращённых в наши дни в, пожалуй, самое крупное и современное арт-пространство Петербурга, которое каждый день посещают тысячи человек, многие из которых проходят и по Храповицкому мосту!
Краснофлотский мост
Дата постройки: 1876 год (изначально), 1960
В створе: набережной Крюкова канала
Сразу за Новой Голландией располагается ещё один мост, но на этот раз исключительно пешеходный - Краснофлотский. Однако это сейчас переправа используется лишь пешеходами, тогда как изначально она строилась для совершенно других целей - по Краснофлотскому мосту в 1876 году была пущена конка (старинный предок трамвая, у которого вместо двигателя был конь), а движение пешеходов по нему, напротив, было запрещено!
Но после того как конка ушла из Петербурга, а на смену ей пришёл трамвай, линию которого проложили по соседнему Поцелуеву мосту, Краснофлотский мост потерял свою актуальность, и его демонтировали. Новая переправа появилась на этом месте в начале 1960-х - внутри неё проложили трубопровод, а заодно и организовали пешеходное движение (очень частая в Петербурге практика - дешевле перекинуть через реку небольшой мостик и проложить по нему трубы, чем закапывать их на глубине, под водой).
Таким образом, появился мост, практической нужды в котором для пешеходов почти нет (соседний Поцелуев мост находится в 40 метрах от Краснофлотского), однако для местных жителей он ещё как нужен - благодаря нему в их домах тепло зимой!
Название моста, к слову, тоже советских времён - оно было дано по расположенным рядом казармам Флотского экипажа. А вот бывший, дореволюционный мост для конки, никакого названия не имел (так что советский топоним здесь вполне уместен).
Поцелуев мост
Дата постройки: 1738 год (изначально), 1907
В створе: улица Глинки
Удивительно, но столь романтичное название данного моста, подарившее нашему городу множество легенд, якобы объясняющих происхождение названия, в действительности не имеет никакой связи с любовью. А всё дело в том, что название переправы происходит не от слова "поцелуй", а от именования одноименного увеселительного заведения "Поцелуй", которое располагалось близ моста ещё в 18 веке!
А вот само название заведения "Поцелуй" появилось из-за фамилии его создателя, купца Поцелуева. Так что да, история здесь вполне себе прозаичная, однако влюблённые парочки всё равно любят прогуливаться по Поцелуеву мосту - неважно откуда взялось его название, главное как романтично оно звучит!
Что касается технических аспектов переправы, то тут стоит отметить, что изначальный мост на данном месте был возведён ещё в 1738 году, однако в дальнейшем он неоднократно перестраивался, так что до наших дней дошла переправа 1907 года.
Однако важно отметить, что изящная решётка моста сохранилась ещё с давних пор - с начала 19 века! Ну а ещё одна отличительная черта переправы - гранитные обелиски, установленные по периметру моста, были воссозданы по изначальному проекту уже в советское время (их утратили при перестройке моста в начале 20 века). Так что можно сказать, что в наши дни Поцелуев мост выглядит таким, каким его задумывал архитектор Гёсте ещё в 1816 году!
Почтамтский мост
Дата постройки: 1790 (изначально), 1824
В створе: Прачечный переулок
Почтамтский мост уникален по своей конструкции - он является единственным сохранившимся до наших дней цепным мостом (то есть, висячим мостом - вместо привычных опор этот мост держится на натянутых цепях)!
Ранее в Петербурге было больше цепных мостов, но со временем их все убрали, оставив лишь три штуки: Банковский и Львиный мосты на канале Грибоедова и Почтамтский мост на Мойке. Вот только в отличии от своих "собратьев", Почтамтский мост полностью сохранил исторический механизм (у переправ канала Грибоедова цепи тоже сохранились, но они играют там лишь декоративную роль).
Кстати, эта конструктивная особенность не только видна внешне, но ещё и ощущается во время прогулки по мосту - он немного раскачивается из стороны в сторону, когда по нему кто-то идёт. Ощущается это очень необычно, а некоторые гости города даже пугаются такой необычной особенности Почтамтского моста - обычно раскачиваются лёгкие навесные мосты из дерева, но не капитальный мост из металла!
Ну и пару слов о названии переправы. А названа она по находящемуся в этом районе главному почтамту. Забавный факт: в наши дни рядом с почтамтским мостом действительно находится почтамт - правда не главный, а совсем обычный. Да и находится он в многострадальном здании ДК Связи - бывшей католической церкви, перестроенной в 1930-х годах под конструктивистский дом культуры (об этом здании я уже писал в одной из своих прошлых статей).
Фонарный мост
Дата постройки: 1906 (изначальный), 1973
В створе: Фонарного и Почтамтского переулков
Относительно современный мост, появившийся в створе Фонарного переулка лишь в начале 20 века. Причём изначально он был лишь пешеходным, да ещё и сделан был из дерева - полноценная переправа появилась на этом месте лишь в 1973 году.
Над названием моста долго не заморачивались - он находится в створе двух переулков: Фонарного и Почтамтского. Однако Почтамтский мост в нашем городе уже существует, так что решили назвать мост Фонарным.
Несмотря на то, что название моста никакого отношения к его фонарям не имеет, на них мы всё равно обратим внимание - эти прекрасные фонари, стилизованные под классицизм, были установлены на въездах на переправу в советское время, причём тоже в 1970-х. Так что да, даже во времена строгой, аскетичной архитектуры модернизма, центр Ленинграда всё равно старались украсить "под старину".
Из примечательных мест рядом с мостом можно отметить старинные бани Воронова - интересное здание в стиле эклектики, построенное в 1874 году (по совпадению - ровно за сто лет до перестройки Фонарного моста) по проекту выдающегося зодчего Павла Юльевича Сюзора (автора дома компании Зингер на Невском, доходного дома Егорова на улице Восстания, доходных домов Ратьковых-Рожновых и тд).
Синий мост
Дата постройки: 1737 год (изначальный), 1844
В створе: Вознесенский проспект, переулок Антоненко, Исаакиевская площадь
Синий мост можно поистине назвать уникальным: помимо того, что он считается рекордсменом среди мостов Петербурга (фактически, этот мост является площадью, что уникально само по себе), Синий мост открывает также серию "цветных" мостов, перекинутых через реку Мойку - в этой статье мы успеем поговорить только о Синем мосту, тогда как два других "цветных" моста мы рассмотрим в следующей части.
Но суть этой концепции я раскрою сразу. Дело в том, что мосты на реке Мойке на промежутке от Новой Голландии и до самой Дворцовой площади были однотипными (собственно, в советское время их перестроили тоже по идентичным проектам), и чтобы люди могли с лёгкостью различать переправы и не путаться в их расположении, было принято решение покрасить их в разные яркие цвета. Так в нашем городе появились Синий, Красный, Зелёный и Жёлтый мосты.
В наши дни подобной надобности в цветных мостах уже явно нет, однако по традиции их продолжают красить в цвета, соответствующие их названию. Потому и синий мост выкрашен в ярко-синий цвет!
Но у Синего моста, на мой взгляд, более интересна другая его особенность - его ширина. Самый первый мост на этом месте был тоже достаточно широким (порядка 41 метра), однако свой современный облик Синий мост приобрёл в 1844 году - именно тогда бывшую переправу превратили в полноценную площадь!
Сделано это было как из эстетических, так и из функциональных соображений: перед крупным Мариинским дворцом было необходимо организовать площадь, но, так как дворец выходит прямо на реку Мойку, было принято решение расширить Синий мост до таких размеров, чтобы он мог визуально превратиться в площадь - собственно, в наше время многие гости города, проезжающие по этой переправе, могут просто не заметить её, приняв мост за продолжение Исаакиевской площади!
Во многих источниках Синий мост зовётся самым широким мостом в мире. Честно говоря, изначально я был не особо уверен в истинности этих заявлений: конечно, экскурсоводы могут приписать ему такой статус для красного словца, однако в наши дни существует множество современных мостов-автострад, ширина которых едва ли уступает петербургскому мосту-площади. Но поискав информацию в открытых источниках я убедился, что действительно в мире нет переправы шире, чем наш Синий мост!
Ну и нельзя не обратить внимание на окружение Синего моста - он находится в одном из самых красивых районов Санкт-Петербурга: с него открываются шикарные виды на Исаакиевский собор, а также на Мариинский дворец и ансамбль Исаакиевской площади. Волшебное по своей красоте место!
Что ж, на этом первая часть моего рассказа подходит к концу - продолжение прогулки по реке Мойке выйдет в ближайшее время, так что если Вам понравилась эта статья - подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую часть!
Спасибо за внимание!