Не сомневаюсь, что вы догадались, о словах из какого фильма идет речь. В свое время «Операцию Ы» смотрели все. Ну, или почти все. И даже несколько раз. Фразы из этого фильма быстро разошлись на цитаты. И эта — одна из них:
- Костя, как слышимость? Как слышно?
- Как меня слышишь? Прием?
- Понял, понял. Слышу тебя нормально, слышу тебя нормально.
Отвечаю на первый вопрос седьмого билета… И так далее. Герой фильма слышал то, что ему говорили, хорошо.
А мы? Всегда ли слышим мы других людей? А они, в свою очередь, слышат нас? У каждого, уверена, есть что сказать по этому поводу. Мне тоже. Никому не собираюсь навязывать свое мнение. Просто поделюсь мыслями. А вы при желании в комментариях продолжите разговор, написав, что думаете вы. Кому интересна тема статьи, читайте дальше, если нет — пройдите мимо, я не буду в обиде.
«Ты ведь сейчас ни одного моего слова не услышал» - говорим мы в диалоге кому-то. И мы правы. Ведь наш оппонент, в то время, пока мы говорили, почти не слушал нас, а готовился высказать свое, подбирал мысленно слова, оттачивал фразы. Диалога не получалось. Прозвучал один монолог. Мысленно готовился второй. И такие монологи в разговорах между людьми звучат все чаще и чаще. Почему? Мне кажется, потому что каждый из нас, или почти каждый, уверен в том, что знает больше и лучше, чем другие. Слова «Слышали, знаем» часто произносят сегодня и взрослые, и дети. Или думают так... Во время работы в школе мне приходилось не только вести уроки, но и выступать перед своими коллегами. Так принято — периодически делиться знаниями Цель урока, как и цель выступления, одна : рассказать другим то, чего они не знают. И сделать это так, чтобы тебя услышали. Достичь ее непросто.
Для начала надо пришедших за знаниями людей, неважно кого — взрослых или детей, заинтересовать, понравиться им. И тогда они захотят выслушать тебя... В аудитории коллеги. Шутка, какой-то интересный факт, необычный вопрос. Разговоры прекращаются, и лица поворачиваются к тебе. Крупицы интереса появились в глазах. Можно начинать общение. Вводная часть, ставлю цель. Даю дополнительный материал, который поможет выполнить задание.
Коллеги сначала переглядываются между собой, потом задумываются, берут ручки в руки. Наступает тишина. Все работают. По мере выполнения задания то тут, то там слышатся тихие разговоры и даже споры... Начало урока в школе происходит так. Дети пришли после перемены. Нужно переключить их. А потом уже включать в работу. В классе шум. Беру в руку мел и начинаю писать на доске. Шум постепенно уменьшается.
Глаза устремляются к доске. Кто-то вслух, кто-то про себя читает слова, которые появляются на доске. Складывают их в фразы. Общение началось. Важен при налаживании общения и такой факт, как нравится учитель детям или нет. Если нет, начинать урок всегда будет сложно. Косые взгляды, надменные позы, демонстративные разговоры с соседом. В общем, показывается свой не интерес к предстоящему уроку.
Если же дети нашли с учителем общий язык, детский коллектив с азартом включается в предложенную ему работу... Коллег, закончивших работу первыми, прошу поделиться ею. Бывает, что кто-то отказывается. Я не настаиваю. Сама иногда поступаю так, поэтому понимаю таких… Дети ведут себя иначе. Первые выполнившие задание поднимают руки. Подхожу, оцениваю. Еще одна поднятая рука, еще. Море рук. Каждый хочет проявить себя.
И если коллеги довольно часто выполняют задание с выражением на лице: «Слышали, знаем», то у детей слово «слышали» испаряется и остается только слово: «Знаем». Дети услышат вас, если им будет интересно. Об этом скажут их лица. По лицам коллег не всегда можно понять истинного отношения к тому, что вы им говорите. «Слышали, знаем»,- вижу на некоторых из них... Люди привыкли не подпускать к себе близко. Жизнь научила...
Дети сегодня взрослеют быстро. И рано учатся умению не раскрываться. Кажутся внешне равнодушными. Хотя это и не так. Это визитка нашего времени... В глубине души каждый хочет быть услышанным и понятым. Но чтобы это произошло, надо научиться слушать и слышать собеседника, относиться к нему терпимей.
Или это недостижимо на сегодняшний день? Как думаете? Хочется думать иначе.
Автор Мари Ка.
#психология жизни #разговоры по душам #учитель и ученик