Найти тему
Мария Владимировна

Гиперболоид инженера Гарина. Короткий пересказ. Главные герои.

Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"
Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"

Чтобы было проще) Материал разделен на две части. Первая – короткий пересказ произведения А.Н. Толстого. Вторая – описание главных героев.

Part 1

К чему готов каждый из нас ради свершений заветной цели? Либерализм, гуманизм стали лишь громкими словами. Драма, обстоятельства – вот что проявляет в нас тех, кем мы являемся от природы.
Петр Петрович Гарин ответил на этот вопрос в фантастическом произведении Алексея Толстова. И история эта актуальна сейчас ровно также, как и 100 лет тому назад.

Наш герой-посредственный ученый, который никак не отличился в мире науки. Но амбиции и беспринципность ко всему живому, помогут, как кажется ему, реализовать свою мечту о мировом господстве.

Предав своего учителя, сослав того в командировку на Калыму, он становится обладателем секретных данных. Болезный гений, то-ли сатана, то-ли герой, начинает разработки первых версии гиперболоида – оружия, обладающего никому неизвестной силой. Ощущая потенциал своей разработки, окрыленный идеей суперчеловека, он находит американского химического магната – Ролинга. Человека глупого и амбициозного. В этот же момент происходит знаковая встреча с Зоей, любовницей Ролинга.

Афиша фильма 1965 года.
Афиша фильма 1965 года.

Теперь Петр Петрович уже не сумасшедший одиночка. Получив деньги американца, влияние Зои, он выстраивает план по захвату мира. Сейчас каждый из его окружения имеет лишь эпизодическую роль. Роль, которая позволит Гарину подойти на шаг ближе к своей мечте.

Умело манипулируя простодушностью полицейского Шельги, он ловко и жестоко обходит все попытки быть пойманным спецагентами всего мира. Тем временем, первая эксплуатируемая версия гиперболоида уже построена. Теперь, наслаждаясь каждым моментом, упиваясь новой мощью, он планомерно уничтожает всех конкурентов Ролинга. Наконец-то химический магнат становится той курочкой, которая несет золотые яйца. Деньги льются рекой и вот Гарин чувствует, что мечта его становится явью. Захватив остров в тихом океане, он добывает жидкое золото и рушит мировые рынки. Становясь, пусть на такой короткий, на миг, властителем мира.

Он крушит морские флотилии, разрушает города, убивает тысячи, заставляет голодать миллионы, оставляя кровавый след по всему миру. Никто ему теперь не указ. Вот оно – мировое господство. Кто скажет, что он не прав!? Он-властелин мира! Он возведет храмы в честь Зои, будет править всеми, заставив склонить головы в рабском подобострастии.

Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"
Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"

Всесилие и безнаказанность дурманят голову. Покидая остров, он и подумать не может к чему приведет эта отлучка.

Внезапный бунт рабочих, под предводительством пленного Шельги, ломает все планы нашего героя. Гиперболоид разрушен. Справедливость восстановлена.

В попытке спасти хоть что –то, Гарин и Зоя Монроз на корабле пытаются вернуться на остров. И терпят крушение. Судьба возвращает все сполна. Сумасшедший гений и его меркантильная любовница заперты на острове. Все планы разрушены. Мировое господство осталось где-то позади. Теперь он пленник. И есть одна перспектива – доживать свои последние дня на клочке земли под ненавистным взглядом Зинаиды.

Короткий пересказ «Гиперболоида…» закончен. Теперь вы примерно можете себе представить, о чем говориться в нетленном произведении А.Н. Толстого.

Part 2

2 раза пытались экранизировать данное произведение. Первая версия вышла в 1965 году, вторая через 8 лет, в 1973. На мой взгляд, ни одна из них не является удачной.

Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"
Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"

Слишком блекло и размыто изображены герои, большая часть повествования обрезана, благодаря чему теряется весь тот накал страстей, которому Толстой отдал приличное место в своем произведении. Многие сюжетные линии просто нивелированы. Каждый режиссер отображает Гарина весьма однобоко, уводя в абсолют какую-то одну сторону личности. Например, в экранизации 65 года, мы видим Петра Петровича совершенным проявлением зла. Он не сомневается, не переживает, а бескомпромиссно идет своим путем. В книге все не так. Здесь Гарин злиться, сомневается во всем и всех, и прежде всего в себе. И через эти моменты и проявляется сила его характера. Да, он плохой, да, он антигерой, но взглянем на него с другой стороны. Перед нами классический пассионарий, и для него нормально осуществлять свою идею любым путем. Если идея и она является первичной. Все остальное – это побочный продукт реализации. Все что мы наделяем негативными определениями, типа смерть, болезни, разрушение, для него временное и не существенное. Последствия сопротивления «глупой» среды на его действия. Где же человечность? Что станет криптонитом Петра Петровича? Здесь А. Н. Толстой не оригинален, сделав женщину тем инструментом, который с точностью хирурга «вскрыл» непобедимого Атланта.

Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"
Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"

Героиня Зоя Монроз – женщина дорогая, интеллектуальная, хоть и содержанка. Решив, что грустить лучше на яхте, чем в коммуналке, она планомерно строит карьеру. Становясь любимицей светской публики в Париже и Москве. Ее мнением дорожат, ее капризы подлежат немедленному исполнению.

Первой жертвой ее чар становится бедолага Ролинг. «Американский бычок» падок на все новое и необычное. Холодный просчет, немного хитрости и подкуп пары журналистов, помогают Зое создать вокруг себя ореол загадочности и неприступности. У него не остается шансов. Зоя выбрала его. И другого исхода, кроме того как угодить в ее сети, уже нет.

Встретив Гарина, Зинаида, как любая who made herself, переключает свое внимание на перспективного П.П. Наконец-то, она встречает человека, который реализует все сумасшедшие прихоти. Ее ум, красота и амбициозность поражают героя в самое сердечко. Зоя быстро становится его богиней. В ней он видит равную. А она видит человека, который не только воздвигнет для нее пьедестал, но и украсит его каратами.

Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"
Кадр из фильма "Гиперболоид инженера Гарина"

Именно через нежное отношение к жестокой и расчетливой Монроз проявляется человечность, слабость Петра Петровича. Ему нужна королева, сияющая звезда, которая подчеркнет его тотальное превосходство над мирянами. За обладание этой привилегией, он готов страдать, волноваться как мальчишка, исполнять ее желания и прихоти, даже в ущерб своему делу. Может быть, не будь он поглощен лирикой отношений, его замысел был бы реализован более грамотно. Упоение победами, обладание Зоей, думается, расхолаживают и расслабляют его. Конец известен.

Интересно, почему Толстой не убил антигероев? Доподлинно известно, что писатель несколько раз менял финал произведения, но в последней итерации Зоя и Петр остаются живы. Хоть и на необитаемом острове. Почему? Неужели автор так жесток? Ведь жизнь на клочке земли в океане, без возможности спасения, наполнит последние дни их жизни невыносимой тоской и бессилием. Или А.Н. Толстой надеялся на продолжение….

-7