Найти тему
Водитель из СССР

«Остин-Путиловец» - броневик, на котором не выступал Ленин.

Реплика броневика "Остин-Путиловец".
Реплика броневика "Остин-Путиловец".

Помните картины, памятники и воспоминания соотечественников о том, как Владимир Ильич Ульянов, он же Ленин, вернувшись из иммиграции в апреле 1917 года, забрался на броневик и толкнул пламенную речь?

Одна из картин темы "Ленин на броневике".
Одна из картин темы "Ленин на броневике".

Дословно этой речи никто уже и не помнит, но зато все помнят про бронеавтомобиль трибуну Ильича.

Большинство исследователей утверждают, что броневиком Ленина стала русско-английская машина, выпущенная на Путиловском заводе – «Остин-Путиловец». Но это не совсем так.

Давайте сначала посмотрим, что же все-таки за британский броневик «Остин» выпускали на Путиловском заводе.

25 августа 1916 года между российским правительством и английской фирмой «Austin» («Остин») был подписан контракт на поставку в Россию 60-и шасси автомобилей «Остин» второй модификации.

Это были заднеприводные, рессорные «заготовки» автомобиля с двигателем все той же фирмы Austin.

Готовые для отправки в Россию шасси "Остин".
Готовые для отправки в Россию шасси "Остин".

Краткая техническая характеристика двигателя и трансмиссии, устанавливаемых на броневиках «Остин-Путиловец»:

  • 4-е цилиндра, рядный;
  • Жидкостное охлаждение;
  • Карбюраторный;
  • Топливо – бензин;
  • Мощность – 50 л/с (удельная мощность 9,6 л/с. т.);
  • Максимальная скорость по шоссейным дорогам – 50 км/ч;
  • Трансмиссия – механическая КПП. 4-е передачи вперед, 1-а назад.

Единственным отличием шасси английских «Остинов» от сделанных для России было в том, что на нем устанавливалось два водительских места со всеми органам управления – сзади и спереди автомобиля.

А вот бронекузов Путиловского «Остина» отличался от своего родителя.

Эскизы кузова были сделаны в Военной автомобильной школе и реализованы на заводе.

Пулеметный автомобиль, а именно такую классификацию имел этот броневик, был оборудован вертикальными металлическими пластинами, толщиной 7,5 миллиметров и горизонтальными 4-е миллиметра. У британца броня была не более 4-ех миллиметров.

  • Боевой вес броневика составлял 5 тонн 200 килограмм.
  • Вооружение - две башни с пулеметами «Максим».
  • Экипаж Остин-Путиловского бронеавтомобиля состоял из четырех человек. Два водителя - передний и задний и два пулеметчика.

Ну а теперь вернемся к Ленину на броневике.

Не мог Владимир Ильич выступать на русско-британском «Остине»!

Как следует из доклада от 15 марта 1917 года штабс-капитана Иванова, контролировавшего производство этих машин, Путиловский завод до февраля 1917-ого не забронировал ни одного шасси, а на заводе идут забастовки и ничего не делается.

Производство «Остин-Путиловцев» началось только в августе того же (1917) года. А две первых машины выехали с завода аж в марте тысяча девятьсот восемнадцатого.

Более вероятно, что в апреле 1917 года Ильич выступал с броневика «Остин» или «Фиат», которые были самыми распространенными в русской армии.

Бронеавтомобиль "Фиат-Ижорский".
Бронеавтомобиль "Фиат-Ижорский".

Так что знаменитый памятник-броневик «Остин-Путиловец», который раньше стоял в музее Ленина, а нынче в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, никак не может быть знаменитой на весь мир железной трибуной Ильича!