В прошлой статье я писал про таджиков, перешедших на сторону террористической организации. Сегодня пришло время написать про узбеков.
Узбеков-талибов значительно меньше, чем талибов-таджиков. Этому есть две основные причины. Во-первых: узбеков в Афганистане физически намного меньше, чем таджиков. Естественно, что и в «Талибане»* их пропорционально меньше. Во-вторых: давайте не будем забывать и о национальной стороне вопроса. Узбеки – тюрки. Верхушка «Талибана» и подавляющее большинство рядовых бойцов – пуштуны – иранский народ. Противостояние среднеазиатских тюрок и иранцев исчисляется веками и уходит корнями в государство Сефевидов, а то и намного раньше. При этом тюрки и иранцы Малой Азии и Закавказья уживались по-разному. Если азербайджанцы и иранцы до последнего времени были дружны, то с курдами (третьим по численности иранским народом после пуштунов и персов) у тюрок отношения не сложились. Причем не сложились до степени лютой ненависти. У тюрок Средней Азии с таджиками и пуштунами отношения помягче, но тоже не ахти.
Сейчас самым высокопоставленным узбеком в «Талибане»* считается Абдул Салам Ханафи – второй вице-премьер Исламского Эмирата Афганистан. Но не он стоял у истоков террористической организации. Первым узбеком, сыгравшим значительную роль в становлении «Талибана»*, был Абдул Ракиб, уроженец провинции Тахар. Он был ближайшим сподвижником основателя организации Мухаммада Омара и привел за собой в «Талибан»* десятки узбекских студентов пакистанских медресе. Абдул Ракиб поклялся в верности Омару и был министром в годы первого прихода талибов к власти в Афганистане.
После натовского вторжения Абдул Ракиб воевал с войсками коалиции до самой своей смерти в начале 2014 года. Он был командиром крупного террористического соединения. Впрочем, незадолго до гибели Ракиб пошел на переговоры с правительством Хамида Карзая, но тут же был убит при выходе из своего дома в пакистанском Пешаваре. Убийцы так и не были установлены. Некоторые исследователи полагают, что это дело рук пакистанской разведки.
Абдул Салам Ханафи, уроженец провинции Джаузджан и нынешний второй заместитель премьер-министра Афганистана, также как и Ракиб является членом «Талибана»* с момента его основания. Но в активных боевых действиях участия не принимал. Талибы чтят его, как видного богослова и знатока веры. Кстати, он возглавлял делегацию «Талибана»* на последних переговорах в Москве, которые прошли 21 октября.
Эти два узбека – самые видные тюрки из «Талибана»*, но были и другие рангом поменьше. Например, самым известным туркменом «Талибана»* одно время считался Хафез Нурулла, туркмен из провинции Джаузджан. Он был высоким чиновником в первом правительстве талибов, а затем членом военной комиссии «Талибана»*. После ввода в Афганистан войск НАТО, Нурулла был пойман и отправлен в Гуантанамо. Отсидев десяточку, вышел на свободу и тут же опять взялся за оружие, возглавив крупный террористический отряд в провинции Фарьяб. В 2012 году его следы теряются…
P.S. Ставим лайк. Подписываемся. Главное – не молчим.
*«Талибан», «ИГ», «Катибат аль-Имам аль-Бухари» , «Аль-Каида» - террористические организации, запрещенные в России.
Илья Гусаров