Внимание: много спойлеров
Крик и шум вокруг недавно вышедшего сериала «Игра в кальмара», кажется, уже побил все рекорды. Как атомный крейсер, корейский психологический триллер выдал залп по сердцам и умам изголодавшегося зрителя, не оставляя шансов убежать от этой массовой истерии вокруг сериала. Кого-то ранило, кого-то сразило наповал.
Но так ли уникален сюжет и приемы, которые взволновали миллионы людей по всему миру, заставив отвлечься от самой актуальной темы – пандемии.
Возможно, это гениальная пиар-кампании производителей спортивных костюмов, объединившихся с целью поднять упавшие продажи. Но если без шуток, то при более пристальном рассмотрении «Игра в кальмара» превращается в аппетитный салат из всеми любимых и универсальных ингредиентов.
Сюжетные линии и внезапные повороты, главные герои, цитаты из культовых киношедевров – вы все это уже где-то видели. Причем не просто видели, это элементы давно стали классикой – культурными и кинематографическими якорями, которые на подсознательном уровне вызывают у зрителя нужный, давно запрограммированный отклик.
Давайте разберем кинокод «Игры в кальмара».
Детские игры по-взрослому
Инфантильные взрослые не хотят решать проблемы, они ждут, когда волшебным образом решение им предложат сверху. Поэтому метафора «игры» очень удачна. В игру участников привели их ошибки и необходимость быстро заполучить крупную сумму денег. Есть единичные персонажи, которых вынудил комплекс обстоятельств, но в массе это должники, которые пытаются избежать ответственности за свои решения, даже ценой жизни и крови окружающих.
Концепцию сюжета в «Игре в кальмара» часто сравнивают с сюжетом «Королевской битвы» (2000 г). Но, на мой взгляд, сериал удивительно похож на другой японский фильм – «Страшная воля богов» (2014 г.) Ультракровавое зрелище, где школьники принимают участие в играх, ставка в которых – жизнь.
Похожие детские игры, проверка дружбы и верности, человечности и инстинкта самосохранения. И главное, что наводит на прямое сравнение этих картин – образ куклы, которая может уничтожить всех, кто не справляется с испытанием.
В «Страшной воле богов» будет не одна такая кукла, а целый хоровод. В «Игре в кальмара» кукла ярко фигурирует в первом испытании, что не делает общую канву сюжета менее похожей на японского предшественника (очень советую посмотреть!).
Реалити-шоу для избранных
«Игра» оборачивается на самом деле реалити-шоу для богатеев, которые могут позволить себе делать ставки на людей (ведь ставки на лошадей - это так скучно). Они увлеченно наблюдают за смертельными состязаниями, распивая дорогое вино.
Это уже замыленный ход. Совсем недавно абсолютно аналогичный поворот концовки был в «Клаустрафобах» (2019 г.) – опять же смертельные квесты на выживание, где кооперация и взаимодействие героев помогает выживать, и все на потеху богатым зрителям.
Еще ранее Роб Зомби воссоздал похожий сюжет в треш-хорроре «31: Праздник смерти» (2016). Картина на любителя, но сама идея игры на выживание и ставок на людей здесь была подана одной из первых. К тому же "высший свет", распоряжающийся жизнями героев, показан с доведенным до абсурда пафосом.
Классовое неравенство
По ходу развития «Игры в кальмара» создатели периодически подкидывают идею нарастающего классового разрыва, а в последних сериях эта мысль звучи громче горна.
Обратите внимание на обилие позолоты в вип-зале, вычурных скульптурах, кричащих масках и нарядах «высшего класса». Облик богачей доведен до безобразного и отталкивающего гротеска. И здесь «Игра в кальмара» заимствует крикливое и помпезное визуальное представление сливок общества из других кинокартин, в которых подобным образом уже подчеркивался классовый разрыв.
В первую очередь это всем известные «Голодные игры», сходство в пренебрежительном отношении высшего сословия к рабочему классу весьма характерно, да и странная мода, характеризующая благосостояние героев очень похожа. Чем богаче, тем ярче, уродливее и пышнее. Чем ниже по социальной лестнице, тем мрачнее и сложнее условия существования, а одежда проще. На этом контрасте подается идея неравенства и эксплуатации.
Подобный прием активно использовался не только в «Голодных играх». Эпогей его использования – картина «Сквозь снег» (советую начинать именно с фильма 2013 г., а не сериала), также неплохо визуально подана идея в «Высотке» (2015 г).
И, конечно, нельзя не заметить отсылку к недавно вышедшей «Платформе» (2019 г). В то время, как игроки (низший класс) получают паек из булочки или яйца, высший свет наслаждается дорогим виски и изобилием блюд.
Умирающий и скучающий гений
Персонаж пожилого, немощного и больного О Иль Нама (№001) – «дедушка», как почтительно называют его другие герои, поначалу вызывает сочувствие. Герой рассказывает, что пришел на игру, потому что у него опухоль головного мозга и больше он никому не нужен.
«Дедушка» покоряет многих своей волей к жизни, мудростью и оптимизмом. И все же к концу второй серии он начинает нам кого-то сильно напоминать и вызывать подозрения. А в конце фильма его персонаж разоблачается, и отношение зрителя (как и главного героя) меняется на диаметрально противоположное – ведь он создатель этой дикой игровой вакханалии.
Так на кого же так похож милый старик? Любители фильмов ужасов без труда вспомнят фильм «Пила», тот самый первый фильм, шедевр Джеймса Вана (2004 г.), который при минимальном бюджете взорвал киносферу и вернул веру зрителя в жанр «хоррор».
В «Пиле» главный архитектор страшных игр на выживание, садист и маньяк, также предпочел принять участие в одной из своих постановок, находясь рядом с испуганными пленниками. А мотив его – смертельная опухоль головного мозга (как и у «дедушки»), которая заставила его переоценить ценность жизни - и теперь он помогает «заблудшим» персонажам вспомнить, каким уникальным даром является их жизнь. Садист дает им шанс начать жизнь заново (или умереть, если они проигрывают или играют не по правилам).
Образы этих антигероев поразительно похожи, отличаются лишь нюансы. «Пила» в свое время выросла в мощную франшизу. Создатель смертельных игр, которые дают их участникам «возможность» перерождения, при этом наблюдающий за сконструированной им «игрой» изнутри стал каноническим образом именно благодаря «Пиле».
Образ избранного
В первой серии главный герой Сон Ки Хун (№456) играет с вербовщиком в игру. Ему на выбор дают два конверта – синий и красный. Здесь уже не важно, какой цвет он выберет. Как только герой возьмет в руки конверт – игра начнется, и пути обратно для него не будет.
Это отсылка к «Матрице» настолько неприкрыта, что кажется, создатели специально дразнят своего зрителя. Подсознательно, герой получивший на выбор красный или синий (таблетка или конверт) прочно ассоциируется у нас с образом избранного. Мы возлагаем на него особые надежды.
Но по факту №456 не сможет изменить правила игры или обойти их. Более того, он так и останется пассивным неудачником, будто весь проделанный путь и погибшие друзья – все было для него напрасно. Постепенно Сон Ки Хун дрейфует от образа избранного к образу блаженного шута.
Господин ведущий
Отдельно стоит упомянуть персонаж ведущего игр. Сдержанный, холодный, расчетливый – в маске он все больше похож на лишенного эмоций робота. Маска – важный атрибут не только потому, что делает его загадочным. Она отсылает нас и к другим культовым и любимым героям в маске, с которыми мы можем ассоциировать этот образ.
Сама форма маски (особенно скулы и нос) напоминает ту, что мы помним в «V – значит вендетта» (2005), но, конечно, ничего общего у ведущего в «Игре в кальмара» и загадочного V нет. Хотя почему-то так и ждешь, что господин ведущий устроит бунт на корабле. Вместо этого он устраивает акт хладнокровного братоубийства (что также является очень сильным ассоциативным триггером).
По своему поведению, а также служебному положению между «императором» игр и армией надзирателей, ведущий весьма напоминает другого культового персонажа в маске – Дарта Вейдера. Даже их походка практически одинакова. Обратите внимание, как похожи эти персонажи (манера съемки и ведущего, и Вейдера – ракурс снизу).
Социальный эксперимент
Все, что происходит в зоне «игры» выстроено таким образом, что напоминает эксперимент. Идет точный отсчет участников и погибших, все игроки подписывают соглашение, за площадкой ведется круглосуточное наблюдение, а «персонал» не вмешивается во внутренние перипетии развития событий даже, когда разворачивается битва за еду или кровавая резня. Задача персонала не предотвращать убийство, а следить за соблюдением правил.
Естественным образом образуется коалиция силы, происходит обмен навыков (например, врач) на покровительство сильнейших. Слабых отбирают в команду для игры в последнюю очередь или оставляют за бортом. Чем-то похоже на развитие событий в песочнице.
Подобные жестокие эксперименты, но немного под другим углом уже были главными темами в ряде картин. Эксперимент (немецкий фильм 2000 г, американский 2010 г), а также «Эксперимент «Офис» (2017 г), и уже упоминавшаяся «Платформа» (2019 г). В них также препарировалось поведение групп людей в стрессовой ситуации, когда выбор зачастую стоял между человечностью и инстинктом выживания.
Игра престолов
Думаю здесь все понятно. Создатели удачно переняли главную фишку «Игры престолов» - неожиданная смерть героев. Угадать, кто погибнет следующим практически невозможно. Иногда выбор, действительно, сложен и невыносим по-человечески.
За счет постоянного накала страстей и угрозы смерти, нависшей над всеми персонажами, напряжение повествования держится от серии к серии на высоком уровне.
Жертвующая собой женщина
Кан Сэ Бёк (№067) молодая девушка, воровка с непростой судьбой. Один из немногих персонажей, который пришел на игру не ради спасения своей шкуры. Удивительным образом она вызывает теплый отклик у зрителя, несмотря на определенную замкнутость и агрессивность персонажа.
Так в чем же секрет №067? Сейчас в кинематографе идет упор на образ сильной женщины, которая способна справиться с любыми самыми сложными поворотами судьбы. Создатели «Игры в кальмара» возвращают на сцену образ немного отодвинутый в тень, а вернуть его получилось за счет того, что женские персонажи помещены в практически первобытные условия выживания. Они бесправны, а прав тот, кто сильнее и опаснее.
Не раз в сериале звучит фраза «Зачем нам слабая баба». В мире «Игры в кальмара» безопасность и победу обеспечивает сила, а всем слабым нужно приспосабливаться. Кан Сэ Бёк умеет выживать, но при этом не готова пойти против своих принципов ради покровительства сильных.
Она встречается с сильной моральной дилеммой. Главный мотив ее движения к победе – спасение семьи. От действий №067 зависит судьба маленького брата и матери, застрявшей в Северной Корее. Это огромная ответственность для юной девушки, а каждое новое испытание в игре становится для нее все более тяжкой ношей.
Подобный женский образ прочно вошел в мировую культуру благодаря Виктору Гюго. Если вы сравните терзания и путь Фантины из «Отверженных», то найдете много общего. Чуть позже похожий образ жертвующей собой ради блага семьи Сони Мармеладовой воссоздал Достоевский в «Преступлении и наказании».
В XX веке этот образ трансформировался в персонажа Эллен Рипли, солдата и воина, которая борется с неравным противником во франшизе «Чужой», оберегает ребенка и принимает решение погибнуть ради спасения человечества (семьи).
***
«Игра в кальмара», безусловно, удивила всех своей уверенной экспансией в сердца зрителей. Это уникальный проект, который будут еще долго обсуждать.
Данный сериал - уникальный пример успешной рыбалки, где практически для каждого зрителя заготовлен крючок с отменной наживкой. И как только зритель клюнет, постановщики подсекают бедолагу и протягивают от серии к серии, почти не оставляя шансов сорваться.
Чудесным образом этот малобюджетный сериал аккумулировал и адаптировал в себе сильные и знаковые культурные и кинематографические символы. Можно ли из-за этого считать его вторичным или лучше признать гениальным кинополотном, сотканном из культовых нитей? Решайте сами.
В этом обзоре обозначены не все ключевые моменты и персонажи. Он и так получился очень объемным. Если анализ понравился, напишите в комментариях – будет продолжение.