Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Каждый станет бюргером

Привет всем!

Предлагаю вашему вниманию статью Йоханнеса Шнайдера в журнале Zeit от 10 октября 2021 г: "Цивилизованность: Каждый станет бюргером".

"Себастьян Курц подал в отставку, ХДС/ХСС переживает кризис: неужели буржуазии пришел конец? Нет, но, возможно, теперь ее можно отвоевать у несерьезных политиков.

Статус "буржуа" - это нечто из ряда вон выходящее. В политическом ландшафте, где она служит (само)описанием скорее консервативных и отчасти правых сил, ее можно быстро потерять, если придерживаться прогрессивных, даже левых взглядов. В противном случае вы можете быть большим другом изящных искусств, обладателем безупречных манер и принципиальным сторонником свободного, равного и тайного избирательного права. Например, вы никогда не станете частью буржуазной коалиции, если не будете хотя бы немного правым. Просто спросите (вероятно) уходящего сенатора Берлина по культуре.

С другой стороны, перстня с печаткой и красивого галстука достаточно, чтобы вас не назвали "нацистом", даже если это было бы уместно по содержанию. Это была бы хорошая диссертация о непонимании центральноевропейских послевоенных обществ буржуазными: экстремальное сочетание прусского фетиша на униформу, эпатажа и умения быть джентльменом при национал-социализме привело к тому, что и по сей день гражданской одежды, приятного голоса и внешне неприметной внешности достаточно, чтобы удивительно долго избегать разоблачения себя как киношного злодея. В то же время фатальная расплывчатость буржуа переносится на его критику. Там, где она всегда привязана к соответствующему пограничному случаю, всегда остается серая зона, в которой могут великолепно разгуливать менее вопиющие популисты и элитарный фаворитизм. Просто спросите недавно ушедшего в отставку канцлера Австрии.

Теперь можно сказать, что опасность во всем мире кроется в сомнительных политиках. Это был бы тезис о злоупотреблении буржуазных структур, которые в этой картине сами являются лишь жертвами этого самого злоупотребления: замаскированные или скрытые автократы от Дональда Трампа до Бориса Джонсона, Виктора Орбана и Себастьяна Курца используют знаки отличия (а в некоторых случаях и партийные аппараты) буржуазного консерватизма в своих обществах, чтобы проводить политику в своих интересах, используя антипрогрессивные рефлексы дезинформированного населения. В то же время, здесь снова возникает фатальная неясность: Трамп - не Джонсон - не Орбан - не Курц.

Точные содержательные эквиваленты прилагательного "буржуазный" вряд ли можно найти (чем "гражданский", например, явно отличается), буржуазный" имеет более противоречивый компонент и во французском повседневном языке (и не только в марксистской терминологии). И тезис о германо-австрийской униформе также касается, если вообще касается, только последнего.

Этот термин демонизирует левые и прогрессивные силы. Но это не меняет того факта, что немецкоязычная категория "буржуазный" должна быть подвергнута фундаментальной критике, поскольку в противном случае она приводит к фатально ошибочным выводам в наблюдении мира и здешних политических ландшафтов.

Буржуазия - это исторический факт, буржуазия в Германии прежде всего класс по Марксу, консерватизм описывает консервирующее отношение к вещам. Все это термины, которые можно использовать в смысле целенаправленной, конструктивной критики: буржуазию можно спросить, не стала ли она всеобъемлющей категорией человечества (и, следовательно, устаревшей) после устранения антагонизма с аристократией; или не хотела бы она медленно отказаться от собственности на средства производства, чтобы предотвратить мировую революцию со стороны глобального Юга. Консерватизм так же можно спросить, не должен ли он вступить в совершенно новые союзы, чтобы не выродиться в пустой шифр - например, с молодыми защитниками климата, как хранителями отечественного культурного ландшафта, или с радикальными художниками, как хранителями культурного ландшафта, допускающего радикализм.

Однако "буржуй" - это слово, пустота содержания которого может быть заполнена эмоциями, шепотом и обидами. Буржуа - это много чего и ничего, и в случае сомнения это всегда то, что утверждает тот, кто кричит громче всех. Парадоксально, но ссылки на буржуа часто звучат как противоположность тому, что так часто представляют себе под буржуа, а именно, как выскочка. Буржуазию можно определить почти как Бойцовский клуб. Первое правило гласит: не говорите об этом. И наоборот: если вы говорите об этом слишком громко, тут вам не место.

Можно было бы смело оставить все как есть, если бы не тот факт, что разговоры о цивилизованности используются правыми и ультраправыми как часть иллюзорного контекста, в котором политические левые демонизируются, а эгоистичные действия буржуа камуфлируются за счет более широких общественных интересов. Но не только левые могут неприятно пострадать от воскового антагониста "буржуазный", особенно в Германии: в то время как надежда на (политически диффузную) светофорную коалицию в настоящее время сопровождается всевозможными положительно коннотированными терминами (коннотация - устойчивая ассоциация в языковом сознании говорящего, которую вызывает употребление какого-либо слова, выражения в определенном значении), такими как "движение", "прогресс", "будущее" или даже - можно простить Гельмута Шмидта - "видение, реальность баланса сил" может вскоре оказаться очень технократической, что распространяется и на язык. Там, где говорят о "разуме" и "прагматизме", с которыми должны быть согласны партнеры по коалиции, чтобы обеспечить "способность действовать", возникают разнообразные отправные точки для критики, неточной и не конструктивной по содержанию, но обещающей серьезность, то есть "буржуазной" в лучшем смысле этого слова."

Мне статья ооочень понравилась, потому что поднимает вопрос о использовании коннотаций или закрепленных в сознании ассоциаций слова в политике. Современные правые партии часто аппелируют словом "буржуа" и "интеллигенция", причем "буржуа" отождествляется "интеллигенции". Что говорит интернет?

Буржуазия — это класс капиталистического общества, занимающий в нем господствующее положение из-за обладания средствами производства и присвоения прибавочной стоимости, т.е. класс собственников средств производства, получающий прибыль преимущественно за счет использования наемного труда (т.е. труда за зарплату).

В собирательном смысле слова "буржуазией" называется слой состоятельных людей. Его представители (буржуа) владеют собственностью и деньгами. Под собственностью могут пониматься фабрики, железные дороги, шахты, земельные участки, банки, биржи, акции, облигации и т. д. Буржуазному классу противопоставляют пролетариат (он же рабочий класс, т.е. живущий на зарплату).

Слово "интеллигенция" используется в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта... Т.е. социальная группа, состоящая из людей, обладающих образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести.

Поэтому, когда буржуазные интересы представляются интересами всех, кто образован и культурен (так провели в Европе неолиберализм, целями которого были освобождение границ рынка и капитала), сразу же возникает вопрос: владеет ли капиталом наша интеллигенция? и какие интересы должны поддерживать все, кто живет на зарплату?

Желаю всем достойного уровня жизни!

https://www.zeit.de/kultur/2021-10/buergerlichkeit-politik-sebastian-kurz-ruecktritt-regierungskrise-cdu-csu-bundestagswahl?utm_source=pocket-newtab-global-de-DE

Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить "нравится" и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Я пишу в форме дневника и каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!