Предисловие.
В романе «Золотой телёнок» есть такая фраза: «Сбылись мечты идиота!».
В последнее время стало появляться больше возможностей для посещения интересных мест в Москве и у меня появилось больше свободного времени. И я начал осуществлять свои давние задумки.
Одно из таких мест, куда я мечтал попасть, был Большой театр. Но так как обладаю «некоторой эстетической недоразвитостью» (цитата из к/ф «В бой идут одни «старики»), высидеть несколько часов, пока идёт опера или балет ради того, чтобы посмотреть на интерьеры театра, для меня сомнительное удовольствие. Тем более что цены на билеты просто огромные. Поэтому искал возможность попасть туда без посещения спектакля.
Слышал, что есть билеты стоимостью 100 рублей на места с почти нулевой видимостью. Но они продаются только студентам. В свободную продажу их пускают только при наличии не выкупленных и только перед самым представлением. Заинтересовался ещё больше: что это за «почти нулевая видимость»?
И тут узнал, Большой организует экскурсии по театру. Цены не маленькие, но всё равно дешевле, чем на спектакль. К тому же, на экскурсии можно много фотографировать, не опасаясь косых взглядов окружающих. И покажут, наверное, много мест, куда обычный зритель не пойдёт.
Но и записаться оказалось не так просто. Проводятся всего две экскурсии, один день в неделю, запись открывается только за неделю до события и быстро закрывается, так как количество мест ограничено.
Не с первого раза, но всё-таки удалось записаться. Об этом посещении и хочу рассказать...
Первое впечатление
Зайдя в фойе первого этажа, я сразу окунулся в атмосферу... Нет не Большого театра, а фильма «Место встречи изменить нельзя». Эпизоды, где задерживают Ручникова, которого играл Евгений Евстигнеев, снимали именно здесь. Хотя это не в моих правилах, но я размещу три изображения, взятых на просторах интернета для иллюстрации вышесказанного. На одном из них видна белая загородка, стоящая сбоку. Такая же (или эта?) закрывает путь на лестницу на моём снимке.
Бетховенский зал
Экскурсия началась с Бетховенского зала. Он находится внизу, под сквером, где расположен фонтан. Стеклянные павильоны перед театром являются пожарными выходами из него.
Этот зал является концертно-репетиционным. Иногда его называют «складной стаканчик», так как он имеет много вариантов трансформации. Пол состоит из панелей, которые могут подниматься или опускаться при необходимости. Кресла также могут убираться, чтобы получился ровный пол. При этом пол может быть на уровне второго балкона. Если нужно, задняя полукруглая стенка может полностью открываться, увеличивая объём зала, или закрываться, создавая звуконепроницаемый барьер, чтобы не мешать основной сцене.
Декорирован Бетховенский зал в стиле всего театра, чтобы не выдавалась его технологичность. Сам зал находится на уровне минус второго этажа. Под ним расположены технические службы до минус пятого этажа.
Отдельного внимания заслуживают лифты. Их установили в ходе последней реконструкции. Изготовлены они специально для театра, как говорится «по месту». Этим обусловлена его сложная форма.
На фото сквозь стеклянные стенки лифта виден фрагмент исторической кладки стены лестницы, специально открытый для обзора.
Фойе.
После Бетховенского зала мы поднялись на лифте, и пришли в Белое или Главное фойе. Оно расположено над главным входом, и к нему ведут две парадные лестницы.
В фойе находится дверь в Императорскую ложу, которая украшена короной и вензелем Николая II. Также здесь стоит рояль, изготовленный специально для Большого и украшенный лирой, символом театра.
Стены в фойе и в других местах украшены светильниками, которые были газовыми, но, после перехода на электричество, их не стали менять, только провели провода. Если приглядеться, видны краны, которые перекрывали доступ газа.
Затем мы проследовали в Малое и Большое Императорские фойе. Малое выполнено в форме квадрата, но называется Круглым залом, так как потолок имеет форму ротонды. Также, оно обладает уникальной акустикой.
Большое Императорское фойе украшено шёлковыми тканями с вышивкой из натуральных материалов (шёлк и шерсть) выполненной в Лионе к коронации Николая II.
С другой стороны Главного фойе находится Хоровой и Экспозиционный залы. Сейчас в там проводятся выставки театральных костюмов и других экспонатов из фондов музея театра.
После этого мы, наконец, зашли в зрительный зал Исторической сцены.
Но об этом я расскажу во второй части своего повествования.
Эта и другие публикации, если заинтересовались, есть у меня в Инстаграме: https://www.instagram.com/dmitriy.1109/