Одно из самых узнаваемых мест современного мира – это определенно Сиднейский оперный театр. Ни один город не может похвастаться такой визитной карточкой.
Здание Сиднейского оперного театра не только многофункционально, но и является произведением искусства. Завершение строительства моментально привлекло общественность, которая высказывала различные мнения о театре: от «здания века» до «монашек» и «раковин». Но стоит обязательно знать, сколько труда вложено в создание такой «раковины».
В 20 веке в Сиднее еще не было собственного оперного театра, а такое, по мнению дирижера Гусенса, недопустимо. Идея была одобрена властями, но средств на строительство в местном бюджете не оказалось. Поэтому прибегли к альтернативному варианту, начав акцию по сбору пожертвований. За несколько десятилетий было собрано около 10 млн долларов. Планировалось построить здание, вложившись в сумму 7 млн, но реально вышло целых 102 млн.
Для выбора архитектора здания проводился конкурс, по итогу которого стало известно, что честь быть автором единственного оперного театра города предоставлена датскому архитектору Йорну Утсону. Его здание, напоминавшее раздутые паруса, отлично гармонировало на фоне водного простора, окружавшего мыс Беннелонг.
По смелым предположениям автора строительство, начавшееся в 1959 году, должно было быть завершено по прошествии 4 лет. Но времени потребовалось гораздо больше, поэтому дату открытия отодвинули до 1973 года. Причинами затягивания сроков было неожиданное требование представителей власти добавить еще 2 зала, а также то, что базовый проект парусообразной крыши имел акустические изъяны.
Но решение проблем было найдено, только в итоге пришлось ставить заново фундамент. Это привело к дополнительным вложениям в проект и затягиванию сроков, поэтому властям пришлось отказаться от дорого архитектора и отдать проект в руки местных.
Архитектура
Сиднейский оперный театр является представителем архитектурных памятников в стиле экспрессионизм. Он стал не только способом выражения чувств своего автора, но и брендом туризма Австралии. Здание, расположенное на территории мыса, опирается на множество бетонных свай, уходящих на большую глубину.
Крыша здания представлена уникальной формой – со стороны наблюдатель видит грандиозный корабль, расположившийся бухте города. Вся поверхность купола состоит из белых и кремовых частиц, специально изготовленных для театра. В живую невозможно увидеть родной цвет плитки, потому что он постоянно меняется за счет интенсивности освещения.
По словам архитектора, такой прием сделает купол театра живым благодаря движению солнца и облаков. Но даже у такого, на первый взгляд идеального проекта, проявились недостатки. Затейливая форма крыши внутри не давала достаточной для театра акустики. Поэтому после продолжительных раздумий архитектор пришел к идее о снятии противоречий с помощью отражающих панелей.
Их расположили так, как требовало того искусство. Кроме практического значения отражатели звука выполняли также эстетическую функцию, выделяя арки над сценой.
Как известно, ни одно выдающееся здание не было создано без преград, возникающих на всем пути. Огромные затраты, вложенные в постройку, и смена архитектора не смогли уменьшить значимость здания.