На Афоне произошло историческое событие! Были обретены мощи старца Иосифа Ватопедского (1921 – 2009). Человека, который возродил монастырь Ватопед и принёс туда чудотворную икону Божией Матери «Всецарица».
Да, да, возродил! Хотя в Греции и не было гонений, в ХХ в. многие монастыри пришли в упадок. Это трудно представить тем, кому сегодня посчастливилось попасть на Афон! Чтобы монастыри процветали, надо, чтобы сердца людей горели любовью к Богу. А этой любовью обычно вдохновляются от тех, кто отдал ей всего себя. Когда же в душах воцаряются скепсис и земная суета, обители и храмы пустеют.
В ХХ веке на Афоне появился подвижник, горением духа подобный древним святым. Старец Иосиф Исихаст. Жившая в его сердце благодать Божия стала привлекать людей. К нему стали собираться ученики. Оставались немногие: жизнь в братстве была очень строгой. Но те, кто выдержал, стали настоящими подвижниками. По кончине старца Иосифа Бог устроил так, что они встали во главе нескольких афонских монастырей и вдохнули в них новую жизнь.
Одним из них и был отец Иосиф второй. В 1989 г. он сделался настоятелем Ватопеда. В монастырь о. Иосиф принёс благословение духовного отца – икону Богоматери «Всецарица». От неё стали происходить исцеления, в том числе от рака. В обитель потянулись люди, привлеченные благодатью чудотворного образа и духовной мудростью настоятеля.
О. Иосиф с духовными чадами буквально подняли Ватопед из руин. А о чудотворной иконе скоро узнали в Греции и за ее пределами. А затем список со «Всецарицы» был принесен в Россию, в тогда ещё полуразрушенный Новоспасский монастырь. Чудеса от иконы начались и там. И история стала повторяться…
Так чудотворный образ Пречистой Богоматери вдохнул благодатный импульс в возрождение древних обителей, запустевших из-за людских грехов – в России и в Греции. И вновь на святых местах зазвучала молитва, стали собираться благоговейные иноки и миряне, храмы и души верующих стали украшаться во славу Божию.
Обретение мощей старца Иосифа произошло в рамках старинной афонской традиции. На Афоне мало земли, поэтому усопших не оставляют в ней навсегда. Через 3 года после погребения останки выкапывают, кости складывают в общую костницу, а черепа - в другую, подписав, кому принадлежала эта глава. По виду останков афонские монахи определяют загробную участь своего собрата: если косточки имеют приятный медово-восковой цвет, да еще благоухают - усопший угодил Богу. Если они белые - покойный спасся, помилован Творцом. Если же кости черные да еще имеют дурной запах - почивший находится в месте, лишенном света, и ему нужны сугубые молитвы братии. В последнем случае останки погребают вновь, и иноки усиленно просят Бога о собрате. Некоторое время спустя захоронение вновь раскрывают, и кости оказываются белыми.
Мощи о. Иосифа Ватопедского при открытии имели восковой цвет. Уже написана его икона, что косвенно свидетельствует о планах Священноначалия прославить этого выдающегося подвижника ХХ века в лике святых. Будем с радостью ожидать дня, когда мы сможем воскликнуть: "Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас"!