Постапокалиптический жанр в литературе, играх и кинематографе в последние годы набирает все большую популярность. Это неудивительно, ведь угроз для человечества предостаточно- климат на нашей планете меняется с неумолимой скоростью, чуть ли не каждый день случаются природные катаклизмы, появляются новые вирусы и эпидемии, а гонка вооружений между ведущими государствами только подливает масла в огонь. Количество книг и фильмов, которые заставляют задуматься над этой проблематикой, огромное количество. Однако, если некоторые из них действительно могут тронуть до глубины души, то остальные (как правило, большая часть) кажутся просто смехотворными и непродуманными. Но сегодня хотелось бы отметить один интересный роман Дмитрия Глуховского, который произвел большой резонанс после первой публикации в 2005 и завоевал звание «Лучший дебют» в 2007 г. Книга вышла поистине захватывающая, динамичная и очень близкая к нашей реальности. Автор подошел к написанию максимально скрупулёзно и с большой любовью, а интрига до самого конца держит читателя в напряжении.
Вкратце о сюжете. 2033 год. Мир, который мы знали, разрушен, человечество стерто с лица земли. Москва превратилась в город призрак. После ядерной войны в 2015 г. в живых осталось лишь немного людей, спасающихся в Московском Метрополитене- большом противоатомном убежище. Атмосфера в метро царит мрачная и угнетающая, по туннелям опасно путешествовать в одиночку, а с поверхности то и дело пытаются прорваться жуткие мутанты. Относительно заселенные станции образовали подобие городов-государств со своими «правителями» и идеологией.
Главному герою, 24-летнему Артёму, предстоит пройти через все метро, чтобы спасти от страшной силы «черных мутантов» не только свою станцию «ВДНХ», а, вероятно, всех живущих в подземном убежище.
На первый взгляд может показаться, что сюжет банальный, ничем не отличающийся от десятков подобных произведений. Разве человечество ни разу не сталкивалось с геноцидом или мутантами? Однако, в данном случае, всё совсем не так просто, как кажется.
Одна из главных фишек романа- его атмосфера. Глуховский настолько мрачно и в то же время правдоподобно описывает все детали места действия, эмоции и чувства героев, что читателю ничего не остается кроме как поверить в безнадежность и оторванность тамошнего мира. Все, абсолютно все, происходящее в книге читатель пропускает через себя. Например, невозможно не переживать за Артема, когда он выдвигается в путь по опасному тоннелю и не радоваться его прибытию на станцию, заселенную адекватными людьми.
Особенно хорошо автору удались эпизоды, посвященные вылазкам на поверхность. Непривычно читать про совершенно безлюдную Москву, которая кишит невиданными тварями. Все люди, оставшиеся на поверхности или в своих домах, умерли от радиации, а особо живучие животные мутировали до невероятных размеров и жаждут полакомиться уцелевшей человечинкой. Каждый раз, выбираясь на поверхность Артём испытывает огромную боль от того, что никогда не увидит жизни, которой она была до войны, и разочарование во всем роде людском. К слову сказать, сцена в кабинке обмена валютой вообще заставит вас рыдать.
А чего стоило Глуховскому проработать карты метро? Благо дело, метрополитен большой и места здесь хватило всем- коммунистам, фашистам, бандитам, капиталистам, каннибалам и многим другим. «Полис», «Красная линия», «Рейх», «Орден» — все это предстоит пройти главному герою, узнать секреты каждой станции и убедиться в жесткости некоторых вышивших.
Артёму на его пути встречаются самые разные люди и с каждым из них происходят весьма увлекательные и непредсказуемые диалоги. Одни вызывают отторжение и даже отвращение, другие- только симпатию и доверие. С некоторыми из таких «попутчиков», например, с Ханом или Николаем Прокофьевичем, читателю будет очень сложно расставаться.
Стиль изложения очень прост и понятен, книга читается «на одном дыхании», поэтому автору можно простить мелкие погрешности. Роман заставляет задуматься и вспомнить- нет ничего вечного, мы живем по сути одним днем, поэтому нужно ценить это мирное время, данное нам.
Положа руку на сердце, можно смело заявить, что Метро-2033 это лучшее, что случилось с российской фантастикой за последние годы. Однозначно рекомендую книгу всем приверженцам постапокалипсиса и любителям пощекотать нервишки.