Найти тему
Время Романовых

Славяно-греко-латинская академия. Первый ВУЗ в России.

Славяно-греко-латинская академия - это первое высшее учебное заведение, появившееся в России. Целью его создания была подготовка образованных людей не только для Церкви, как это обычно было принято, но и для всего государства. К тому же академия стала первым русским центр философской культуры. Конечно, такое учреждение не могло не сыграть важную роль в развитии просвещения и культуры в стране. Оно и сейчас оставляет неизгладимый след на всем российском образовании. Так что, думаю, стоит поговорить о том, как и кем создавалось это учебное заведение.

Для начала надо определиться с историческими реалиями того времени. В России в 17 веке основную роль в издательском деле, то есть деле просвещения, играла Церковь. Производство книг осуществлялось Московской типографией. Профессиональное обучение кадров для издательского дела осуществляла Типографская школа: готовила чтецов, писцов и справщиков (то есть редакторов). Все эти должности требовали не только опыта, но и особых знаний, а обучение занимало время, так что специалисты на смену должны были готовиться практически постоянно.

В то же время остро ощущалась потребность в грамотных специалистах не только для нужд Печатного двора, но и для государственных приказов. Кроме того было необходимо повысить образование русского духовенства, в первую очередь для защиты Православия от иноземного влияния. В конце 1670-х - начале 1680 годов появились первые попытки создания в Москве высшего учебного заведения - академии.

Идея эта принадлежала известному писателю, педагогу царских детей и просветителю, монаху Симеону Полоцкому. Незадолго до своей смерти он по поручению царя Федора Алексеевича составил «Привилегии на Академию» - проект царского манифеста об учреждении академии. По этому документу статус российского образовательного учреждения был равен статусам университетов Западной Европы.

В академии предполагалось готовить специалистов из разных сословий для государственной службы: обучать их языкам, семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, музыке, астрономии, философии), а главное - богословию. Академия должна была стать и органом по охране чистоты религиозных помыслов, вершить суд над еретиками, осуществлять церковную цензуру.

Привилегии на Академию
Привилегии на Академию

В марте 1685 года по приглашению патриарха Иоакима в Москву прибыли ученые греки-монахи - братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Представ перед царями, они сразу произвели впечатление, когда произнесли приветственные речи по-гречески и по-латыни. В конце марта того же года им было доверено организовать школу при Богоявленском монастыре, организованную по европейским образцам. Учебники для русских слушателей Лихуды составляли сами, опираясь при этом на западные труды.

12 декабря 1685 года состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии (хотя до 1710 года официально она называлась Еллино-греческой), для которой к октябрю 1687 года были построены новые здания Заиконоспасского монастыря. Помимо Богоявленском школы в ее основу вошла еще Типографская школа. С переходом число учеников возросло до 80 человек.

Сословия учащихся не играли особой роли при их принятии в академию: учились не только дети аристократии, но и дьяков, купцов и даже холопов. Академии была пожалована богатая, лучшая на то время в России, царская библиотека с богословскими книгами, русскими летописями, произведениями древних и средневековых авторов. Отдельным предметом в курсе учеников была поэзия.

Лихуды стали первыми руководителями Академии и до 1694 года были ее единственными учителями.

-3

Больше всего внимания Лихуды уделяли изучению языков, уже через три года занятий их ученики могли свободно говорить на греческом и латинском языках.

К началу 1689 года в Академии обучалось 180 человек. Двум учителям трудно было одним заниматься с таким количеством учеников, поэтому практиковалась ланкастерская система обучения, когда старшие ученики руководили занятиями младших.

В начале 1690-х годов братьев Лихудов оклеветали, и они были отстранены от преподавания в Академии. После этого начался упадок Академии. По благословению Патриарха места наставников заняли ученики Лихудов - Николай Семенов и Федор Поликарпов, которые до 1699 года преподавали грамматику, пиитику и риторику на греческом языке. Философия и богословие не преподавались, так как Семенов и Поликарпов сами не успели их прослушать в годы своего обучения.

В 1697 году Петр I пожелал возобновить в прежнем объеме деятельность Академии и созвал лучших ученых. При нем в курс преподавания ввели немецкий и французский языки, медицину, философию, а ведущее место занял латинский язык. В 1701 году учреждение получило статус государственного, а с 1721 года перешло под опеку Синода.

Ломоносов
Ломоносов

Прохождение курса в Славяно-греко-латинской академии было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на 8 классов. При этом занятия шли круглый год. При Петре I учеников, чаще всего из бедных семей, Академии стали посылать за границу «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных». Это помогло прославить академию за пределами страны, и уже вскоре в ней стали обучаться иностранцы.

В 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию поступил Ломоносов. Тогда там было 236 студентов. Ломоносов затем вспоминал, что в это время он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством и с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею. Все это оставило неизгладимое впечатление на будущего ученого.

Выпускники этого учебного заведения высоко ценились в просвещенном свете. В ноябре 1735 года ректор Славяно-греко-латинской академии получил от Синода распоряжение послать в Петербург для дальнейшего обучения при Академии наук 20 самых способных учеников. На деле были отобраны 12 человек, в числе которых и Ломоносов. В 1747 году по указу императрицы Елизаветы был открыт набор в Петербургский Академический университет, и снова десять лучших студентов Славяно-греко-латинской академии выехали в Петербург на учебу.

Отдельное место в Академии занимал собственный театр. Он начал действовать еще в 17 веке, когда Симеон Полоцкий поставил там произведения «О блудном сыне» и «О Навуходоносоре». С 1701 года там традиционно ставили спектакли с привлечением приезжих артистов и студентов. Чаще всего сюжетом спектаклей были действительные исторические события, происходившие непосредственно в это время или незадолго до этого.

В 1755 году Академия стала специализироваться как место для духовного образования. Она оставалась отдельным образовательным учреждением, готовящим церковных служителей.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, а многие монахи были убиты. Так оставаться Академии в ветхих зданиях было невозможно. Разговоры о ее переносе велись и раньше, но эту идею отложили из-за слишком больших денежных затрат. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Фактически академия перестала существовать как отдельное учреждение именно в это время, несмотря на то, что количество учеников уже переваливало за 1500 человек. В 2010 году Славяно-греко-латинская академия возобновила свою деятельность.

За годы своего существования Славяно-греко-латинская академия выпустила огромное количество известных деятелей науки, государства, дипломатии, церкви. Самым известным из них, конечно, является Михаил Ломоносов, но стоит знать и другие имена. Одним из первых учеников академии был Фёдор Поликарпов (ставший в дальнейшем и преподавателем), автор одного из главных русских словарей «Лексикона треязычного». Другим выпускником, проходившим обучение одновременно с Ломоносовым, был Дмитрий Виноградов - основоположник русского фарфора. Также в стенах академии учился Фёдор Волков, будущий основатель русского театра. Стоит еще назвать другие имена. Антиох Кантемир - дипломат и поэт 18 века. Леонтий Магницкий - автор первого в России учебника математики. Степан Крашенинников - путешественник и исследователь Севера и Востока России. Архитектор Василий Баженов, автор Михайловского замка. Пётр Постников - первый русский доктор философии и медицины. На самом деле, имена можно перечислять как долго.

Академия дала начало всему высшему образованию в России. И свою миссию по созданию образованного класса населения выполнила на все 100%.