Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Православная церковь стала частью государственной структуры, довольны?

На развитие русской цивилизации огромное влияние оказало принятие христианства именно в его православной разновидности. И если первоначально православие принесло Руси знакомство с высочайшей греческой культурой, то затем сказались явно негативные черты православия: низкая оценка мирского труда, обрядоверие и цезаризм.

Католицизм создал устами Блаженного Августина универсальную формулу: «Обладающий излишним владеет чужим», – но коварные католики, считая идеалом добровольную бедность монашества, никогда не предписывали нищенского состояния всем людям. Это удел немногих, а основная часть верующих не должна быть бедной. Как учили отцы церкви, «основная добродетель католика происходит из верности своему сословию и данной Богом профессии, образу жизни в целом, из добросовестного выполнения своей работы, своих обязанностей, налагаемых принадлежностью к определенному сословию».

А русское православие труд в миру считало вторичным по сравнению с трудом духовным, молитвенным. Материальная деятельность была всегда ниже терпения и душевного спасения, потому что труд есть неприятная необходимость, наказание человечеству за первородный грех, отсюда дошедшая до наших дней «нерыночность» личности русского, отношение к накоплению богатств и собственности как к ценностям отрицательным, вредящим душе.

Другая отличительная особенность русского православия – его сосредоточенность не столько на содержании моральных заповедей, сколько на форме религиозных обрядов. Европейские религиозные философы яростно спорили о свободе воли, о допустимости церкви вмешиваться в духовный мир человека, требовали независимости верующего от государства и даже (страшно сказать) от папы Римского!

А самый острый спор в России, который привёл к церковному расколу, проклятиям, кострам и смерти за убеждения, происходил из-за разногласия о том, сколькими пальцами нужно креститься и как писать имя сына Божьего – с одной буквой И или с двумя!

Получается, что обряд важнее веры, следование за массой, стремление «быть как все» важнее личности?

Вместе с подчинением общему мнению Россия приняла от греческого православия полное преклонение церкви перед властью, духовной силы перед материальной.

В России церковь всегда поддерживала светскую власть – сложился цезаризм, то есть признание светской власти выше церковной, лишь однажды митрополит Филипп попытался возвысить голос против Ивана Грозного (не против его власти, а против бессмысленной жестокости), но кончил в темнице (и был, по-видимому, задушен Малютой), да Никон попытался провозгласить, что «священство выше царского», но отправился в ссылку.

Позже цезаризм православной церкви дошёл до того, что священники были обязаны доносить о подозрительных признаниях на исповеди (несмотря на постулат о тайне исповеди!), а священнослужители стали просто государственными служащими, получающими жалование. Возможно, именно это создало отчуждение народа от духовного учителя, сделало священников героями нескромных быличек, откровенных анекдотов и насмешек, что не позволяло говорить об авторитете как священника, так и веры в целом.