Найти тему

Авторские куклы в исторических нарядах в «Доме пряника»

Гуляя по центру Нижнего Новгорода, зашла в «Дом пряника», где, помимо сладостей, сумочек и украшений, наткнулась на целую витрину авторских кукол в русских национальных костюмах и шикарных платьях, введённых в российскую моду Петром I.

Когда я училась на «Курсах кройки и шитья» (в советское время), то постигала практические азы обращения с одеждой. К сожалению, с историей русской моды нас тогда не знакомили. Сейчас мне приходится узнавать всё с нуля, самой. Так что не обессудьте, если напишу что-то не то.

Нижний Новгород, 30 сентября 2021
Нижний Новгород, 30 сентября 2021

Пока что я нахожусь на начальном этапе взгляда на русскую моду, в которой вижу чёткое разделение на два периода:

1. Приверженность русским народным традициям, которые видны по сарафанам и кокошникам, ярким краскам и использованию нескольких слоёв одежды, съёмным воротникам-«ожерельям» и использованию кружевной и меховой отделки в нарядах богатых слоёв общества.

2. Уход от русских национальных традиций в сторону европейских, выразившихся в отказе от головных уборов, под которыми русские женщины на протяжении нескольких столетий прятали волосы (головные уборы так и назывались – «волосники»: и только дальше шла конкретика – кокошник, кичка, сорока, повойник и т.п.), и просторной, скрывающей фигуру одежды. Облегание, правда, шло по уровню лифа и выражалось в открытых руках и глубоком декольте. Сами же юбки крепились на тонкой талии в форме колокола, который придавался наряду за счёт вставок из китового уса.

К началу XIX века вся эта рококовская изысканность, к счастью, сменилась увлечённостью античной модой, так что платья стали менее широкими и более скромными – на манер античных тог. Причёска тоже лишились своих башен из кудрей, украшенных нитками жемчуга, и стала формироваться на манер греческого узла. XX век Россия встретила обращением к русским народным традициям на уровне декора, но окончательно в моду национальный костюм так и не вернулся.

Нижний Новгород, 30 сентября 2021
Нижний Новгород, 30 сентября 2021

Не берусь судить, насколько точно авторские куклы из «Дома пряника» воспроизводят историю российской моды, но то, что во многих из них прослеживаются именно русские народные мотивы – видно невооружённым глазом.

Представительницы европейской моды есть также, но уже в меньшем количестве. Что интересно: даже у таких кукол платья всё равно выглядят более… русскими, что ли, за счёт длинных рукавов и использования в качестве дополнительного аксессуара – разного вида шляп, начиная с летних и заканчивая зимними.

Кстати, о зиме. Сложилось впечатление, что большинство кукол готовились именно к ней. На многих тёплые, меховые одежды. Некоторые барышни похожи не столько на русских народных красавиц, сколько на снегурочек.

И ещё есть два ангела. Возможно, рождественских. Не для ёлки, конечно. Скорее, для украшения дома. И не только к новогодним праздникам.

Нижний Новгород, 30 сентября 2021
Нижний Новгород, 30 сентября 2021

Кукол в "Доме пряника" я фотографировала для себя, но, когда просматривала снимки, поняла, что хочу показать их и вам. Вдруг вы решите посетить Нижний Новгород? Будете знать, где можно увидеть оригинальных авторских кукол. Про "купить" не пишу, так как статья - не рекламная. Лучше скажу, что сам "Дом пряника" - это совершенно потрясающий магазин, который я восприняла как... музей! Заходишь и смотришь, смотришь, смотришь - столько там всего интересного! Кстати, про пряники я уже писала здесь:

Платье «Вишнёвый листопад» для куклы. Рассказываю, как шила.

Понравилась рассказанная мною история? Жмите на палец кверху ("нравится") и подписывайтесь на канал. Впереди Вас ждёт ещё много интересных историй и моделей кукольной одежды!