Конец двадцатого века в русской литературе, на мой взгляд, был наполнен какой-то необузданной смелостью и решительностью. Писатели позволяли себе абсолютно всё и не возводили никаких границ. Почему так произошло понять несложно. В Советском Союзе, где многие из них начинали творить, перспектив что-то опубликовать не было. С наступлением же сначала перестройки, а затем распада СССР у многих из них появилась возможность публиковать свои произведения. То есть все, что они сочиняли, изначально было ориентировано на узкий круг своих. А значит думать о какой-то цензуре, им было не надо. Вряд ли кто-то рассчитывал, что через 10 лет издательства будут им платить гонорары.
В этом вообще заключается интересный такой парадокс. Люди жили в 90-е годы небогато. Это факт и с ним спорить не выйдет. Тем не менее, новую литературу в то время всё равно скупали. Видимо сказывалась советская закалка и воспитание. Как ни крути, а в Советском Союзе читали все и всё. Книга была окном в какой-то другой мир и по инерции ещё 90-е годы, да и начало 00-х прошло с интересом к литературе. Нет, ну конечно и сейчас народ читает, но я не вижу больше молодых писателей, которые раздвигали бы какие-то рамки и ломали каноны. Речь само собой о России, я не очень хорошо знаком с книжным рынком западного мира. Тут бы с нашими ребятами разобраться.
Вот на заглавной фотографии Владимир Сорокин. Один из моих любимых писателей. Его до сих пор многие привычно ругают, но дело в том, что эти люди его, по-моему, вообще и не читали-то. Иначе бы они знали насколько он разный. Мастер стилизаций, удивительных историй и невероятного языка. Его фантазия настолько безгранична, что я до сих пор поражаюсь, как он умеет в себе сочетать и прекрасный слог и какие-то сюжетные линии, которые не пришли бы в голову простому человеку.
Или вот возьмём такого джентльмена как Юрий Мамлеев. На мой взгляд, он вообще предвестник всего этого постмодернизма. И ещё очень любопытно то, что ещё в 1974 году он эмигрировал из СССР, но в 90-е вернулся. Здесь его судьба в чём-то схожа с Лимоновым. Многие с падением Советского Союза старались бежать из России эти же ребята наоборот верили в неё и вернулись. Оба кстати жили и в США и во Франции. Впрочем, не это главное.
Главное, что 90-е словно открыли какой-то портал, откуда посыпались самые неожиданные писатели. Представить себе прозу Егора Радова в советское время я лично не могу при всей своей богатой фантазии. В лихое десятилетие перемен его публиковали. Собственно для меня он, наверное, и стал первым проводником в мир неожиданной литературы с непредсказуемым сюжетом. Мамлеев, Сорокин и даже Пелевин пришли чуть позже. Радов же мне попался в 1998, кажется, году, и я был поражен его фантазией.
Уже много позже я узнал, что он оказывается ещё до кучи, был мужем певицы Умки, что страдал от различных зависимостей, и литература для него была одним из способов спастись. И ещё мне очень досадно, что он недооценённый писатель. Вот Сорокина и Пелевина знают многие, а кто такой Егор Радов почти никому и неизвестно сейчас. Хотя он определенно веха своего времени.
Ну и само собой нельзя не вспомнить такого столпа как Виктор Пелевин. Так как пишет он, не умеет писать больше никто на нашей планете. Но в его случае хотя бы не выйдет сказать, что он недооценен. В своё время вообще было модно заявлять – Я читаю сейчас Пелевина, боже как он крут. Чуть позже это сменилось небрежным – Ой, читал. Скучно.
Правда же заключается в том, что миры, создаваемые этим писателем, не могут быть скучными. И если уж я кого-то и назвал бы символом 90-х от литературы, то это точно был бы Пелевин. Он не только сумел создать какой-то свой узнаваемый стиль, но и в принципе показал массовому читателю, что в литературе возможно всё. А это ли не главная задача писателя?
Естественно это далеко не полный список людей, которых мы читали на стыке тысячелетий. Кого там только не было. Дмитрий Липскеров, Сергей Болмат, Кирилл Воробьев известный как Баян Ширянов и многие другие. Но к сегодняшнему времени из всей той волны на слуху более-менее остался лишь Михаил Елизаров. Новые же люди не пришли и не попытались занять вакантное место новых писателей. Вместо них у нас теперь есть Захар Прилепин с довольно предсказуемой прозой. Хорошей, но предсказуемой и уж точно он не создаёт новые миры и не раздвигает границы дозволенного.
Можно было бы сказать, что у нас сейчас какой-то кризис в литературе, но я всё же склонен полагать, что попросту сама литература как жанр перестала быть востребованной. Конечно, пока что книги всё ещё выпускаются, кому лень покупать бумажную версию он всегда может пойти в интернет. Но глобальная проблема в отсутствии времени на чтение. Слишком много вокруг информационных потоков и найти хотя бы час в сутки на чтение многие не успевают. Вот это меня печалит больше всего. И именно по этой причине мы стали забывать, какой смелой и неожиданной может быть литература. Но забывают не все, я вот помню, и вам заодно назвал пару фамилий. Глядишь и кто-то да сподобиться открыть томик Сорокина или Радова. Лишним оно точно не будет. Они теперь уже классика нашей прозы.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.