Найти тему
soullaway soullaway

Забытая эпоха смелой литературы.

Конец двадцатого века в русской литературе, на мой взгляд, был наполнен какой-то необузданной смелостью и решительностью. Писатели позволяли себе абсолютно всё и не возводили никаких границ. Почему так произошло понять несложно. В Советском Союзе, где многие из них начинали творить, перспектив что-то опубликовать не было. С наступлением же сначала перестройки, а затем распада СССР у многих из них появилась возможность публиковать свои произведения. То есть все, что они сочиняли, изначально было ориентировано на узкий круг своих. А значит думать о какой-то цензуре, им было не надо. Вряд ли кто-то рассчитывал, что через 10 лет издательства будут им платить гонорары.

В этом вообще заключается интересный такой парадокс. Люди жили в 90-е годы небогато. Это факт и с ним спорить не выйдет. Тем не менее, новую литературу в то время всё равно скупали. Видимо сказывалась советская закалка и воспитание. Как ни крути, а в Советском Союзе читали все и всё. Книга была окном в какой-то другой мир и по инерции ещё 90-е годы, да и начало 00-х прошло с интересом к литературе. Нет, ну конечно и сейчас народ читает, но я не вижу больше молодых писателей, которые раздвигали бы какие-то рамки и ломали каноны. Речь само собой о России, я не очень хорошо знаком с книжным рынком западного мира. Тут бы с нашими ребятами разобраться.

Вот на заглавной фотографии Владимир Сорокин. Один из моих любимых писателей. Его до сих пор многие привычно ругают, но дело в том, что эти люди его, по-моему, вообще и не читали-то. Иначе бы они знали насколько он разный. Мастер стилизаций, удивительных историй и невероятного языка. Его фантазия настолько безгранична, что я до сих пор поражаюсь, как он умеет в себе сочетать и прекрасный слог и какие-то сюжетные линии, которые не пришли бы в голову простому человеку.

Или вот возьмём такого джентльмена как Юрий Мамлеев. На мой взгляд, он вообще предвестник всего этого постмодернизма. И ещё очень любопытно то, что ещё в 1974 году он эмигрировал из СССР, но в 90-е вернулся. Здесь его судьба в чём-то схожа с Лимоновым. Многие с падением Советского Союза старались бежать из России эти же ребята наоборот верили в неё и вернулись. Оба кстати жили и в США и во Франции. Впрочем, не это главное.

-2

Главное, что 90-е словно открыли какой-то портал, откуда посыпались самые неожиданные писатели. Представить себе прозу Егора Радова в советское время я лично не могу при всей своей богатой фантазии. В лихое десятилетие перемен его публиковали. Собственно для меня он, наверное, и стал первым проводником в мир неожиданной литературы с непредсказуемым сюжетом. Мамлеев, Сорокин и даже Пелевин пришли чуть позже. Радов же мне попался в 1998, кажется, году, и я был поражен его фантазией.

Уже много позже я узнал, что он оказывается ещё до кучи, был мужем певицы Умки, что страдал от различных зависимостей, и литература для него была одним из способов спастись. И ещё мне очень досадно, что он недооценённый писатель. Вот Сорокина и Пелевина знают многие, а кто такой Егор Радов почти никому и неизвестно сейчас. Хотя он определенно веха своего времени.

-3

Ну и само собой нельзя не вспомнить такого столпа как Виктор Пелевин. Так как пишет он, не умеет писать больше никто на нашей планете. Но в его случае хотя бы не выйдет сказать, что он недооценен. В своё время вообще было модно заявлять – Я читаю сейчас Пелевина, боже как он крут. Чуть позже это сменилось небрежным – Ой, читал. Скучно.

Правда же заключается в том, что миры, создаваемые этим писателем, не могут быть скучными. И если уж я кого-то и назвал бы символом 90-х от литературы, то это точно был бы Пелевин. Он не только сумел создать какой-то свой узнаваемый стиль, но и в принципе показал массовому читателю, что в литературе возможно всё. А это ли не главная задача писателя?

-4

Естественно это далеко не полный список людей, которых мы читали на стыке тысячелетий. Кого там только не было. Дмитрий Липскеров, Сергей Болмат, Кирилл Воробьев известный как Баян Ширянов и многие другие. Но к сегодняшнему времени из всей той волны на слуху более-менее остался лишь Михаил Елизаров. Новые же люди не пришли и не попытались занять вакантное место новых писателей. Вместо них у нас теперь есть Захар Прилепин с довольно предсказуемой прозой. Хорошей, но предсказуемой и уж точно он не создаёт новые миры и не раздвигает границы дозволенного.

Можно было бы сказать, что у нас сейчас какой-то кризис в литературе, но я всё же склонен полагать, что попросту сама литература как жанр перестала быть востребованной. Конечно, пока что книги всё ещё выпускаются, кому лень покупать бумажную версию он всегда может пойти в интернет. Но глобальная проблема в отсутствии времени на чтение. Слишком много вокруг информационных потоков и найти хотя бы час в сутки на чтение многие не успевают. Вот это меня печалит больше всего. И именно по этой причине мы стали забывать, какой смелой и неожиданной может быть литература. Но забывают не все, я вот помню, и вам заодно назвал пару фамилий. Глядишь и кто-то да сподобиться открыть томик Сорокина или Радова. Лишним оно точно не будет. Они теперь уже классика нашей прозы.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.