Средневековый часослов подчеркивал цикличность времен, вынося на первый план труды и заботы, характерные тому или иному месяцу. В силу этого одни месяцы обладают явными и узнаваемыми признаками, другие - менее однозначны. Сегодня поговорим о сложном и неоднозначном октябре и его тематике.
Октябрь в европейской средневековой иконографии один из самых сложных (вместе с февралем-мартом) месяцев в плане распознания. Видимо по той простой причине, что это месяц промежуточный, чей харакер сильно зависит от разницы географии и эпох. Как
уже писал ранее средневековый климатический оптимум 10-13 веков подарил нам непривычные темы в северных широтах, которые стали меняться со временем.
Так в период 12-13 вв. и в Италии, Испании на всем протяжении эпохи ключевым образом оставался сбор винограда и плодов, а также охота аристократов. А в северных территориях со временем намного чаще октябрь представляют посевы озимых и выпас, а также забой скота (обычно свиней, редко быков). Впрочем, выпас скота появляется еще в римской иконографии. Иногда в сюжетах появляются приготовление хлеба и намеки на религиозные праздники.
Но наиболее точным указателем остаются прямые подписи и символ скорпиона (кстати, на черно-белом изображении это именно он, а не какая-то собака).
Стоит также отметить, что осенние месяцы станут началом года во Французском республиканском календаре (https://zen.yandex.ru/media/shmandercheizer/problemy-s-kalendariami-4-6169a7a445dde44415722414). А их символическое воплощение будет связано с привычной погодой и сельхозработами. Фабр дал название вандемьеру по винограду, а брюмеру и фримеру по туманам и изморози. Сами же дни получили названия от растений, животных и трудовых инструментов. Например, брюмер (22/23 октября-20/21 ноября) начинался с дня яблока, затем следовали сельдерей, груша, свекла, гусь и т.д.
Ну а вот так Луи Лафитт в 1796 году изобразил осенние месяцы: вандемьер, брюмер и фример. Несложно заметить, что в плане образов вдохновлялся он не только античными богинями, но и темами средневековых часословов.