Идея прав человека зародилась как призыв к индивидуальной свободе от тирании, однако сегодня она используется для рационализации угнетения и поощрения коллективизма. Как это произошло? Аарон Родс, признанный Чикагским университетом “одним из ведущих правозащитников в мире”, рассказывает о том, как идеал освобождения стал настолько униженным. Родс указывает на фундаментальный недостаток Всеобщей декларации прав человека, лежащей в основе многих международных договоров и институтов.
Он смешивает права на свободу, основанные на естественном праве ― подлинные права человека ― с “экономическими и социальными правами” или претензиями на материальную поддержку со стороны правительств, которые по своей сути являются политическими. В результате идея прав человека утратила свое существенное значение и моральную силу.
Принципы естественных прав, впервые сформулированные в древности, были скомпрометированы в процессе примирения с Советским Союзом после Второй мировой войны и под влиянием прогрессивизма в западных демократиях.
Геополитические и идеологические силы вырвали концепцию прав человека из ее основ, открыв ее для злоупотреблений. Диссиденты за Железным занавесом ясно видели разницу между правами на свободу и правами, предоставляемыми государством, но распад СССР позволил требованиям расширения спектра экономических и социальных прав обрести легитимность без тоталитарного клейма.
Международное сообщество и группы гражданского общества теперь считают, что права человека определяются законодательством, а не трансцендентными принципами. Свободы обмениваются на обещание экономических выгод, а понятие коллективных прав используется для оправдания ограничений основных свобод.
Мы все заинтересованы в правах человека, и мало кто из серьезных наблюдателей станет отрицать, что концепция утратила ясность. Но никто до сих пор не проводил такого всестороннего анализа проблемы, как Родс здесь, объединив философию и историю с выводами из своей собственной обширной работы в этой области