Название британского фильма "Восхождение пехотинца" по-русски звучит странно. Пожалуй, было бы вернее перевести "Rise of the Footsoldier" как "Восстание пехотинца". Впрочем, сути фильма это не изменит. Он основан на реальной истории банды, организовавшейся в 1980-х в среде футбольных болельщиков и запугивавшей жителей Лондона в первой половине 90-х. Прототип главного героя живет в Лондоне до сих пор, хотя и утверждает, что отошел от кровавых дел.
Ушибленные 1990-ми годами мы, в России, склонны думать, что типичный европеец понятия не имеет, что такое жить среди неконтролируемого государством насилия, видеть на улице, в ресторанах и клубах реальных бандитов, наблюдать практически свободную торговлю наркотиками и убийства в преступных разборках. Однако Лондон 90-х для жителей городских низов был именно таким местом - опасным и чрезвычайно жестоким.
Главный герой - молодой человек без образования и жизненных перспектив по имени Карлтон Лич. Он футбольный фанат, обожающий драки и выпивку. Вместе с несколькими десятками таких же парней он ездит по Британии за любимой футбольной командой, чтобы устраивать побоища в каждом месте, где проходят матчи. (Про их болельщицкую организацию - IFC - есть даже статья в Вики. Даже в русскоязычной Вики) В какой-то момент он понимает, что юность закончилась и надо искать свое место в жизни. А так как кроме агрессии и кулаков у него ничего нет - он устраивается вышибалой в ночной клуб. И таки находит свое место.
В скором времени Лич организует охрану уже нескольких баров и ночных клубов. Потом начинает крышевать десятки таких заведений. И, наконец, втягивается в наркобизнес - сначала обеспечивая охрану поставок запретного зелья, а потом и сам превращаясь в торговца-оптовика.
По большому счету, Карлтон Лич проживает жизнь одного из тысяч рядовых солдат (тех самых пехотинцев) преступного мира, попытавшихся подняться на преступном бизнесе и потерпевших поражение. В этой жизни крайне мало интересного. Но фильм хорош именно тем, что показывает преступный мир без всякой романтизации - как систему взаимоотношений очень тупых, агрессивных, склонных к насилию и при этом очень пронырливых людей.
Это очень жесткое кино. И не только потому, что в нем масса кровавых драк и стрельбы. Ни одна из этих драк или перестрелок, как и в жизни, не выглядит красиво. Они, как и каждый день жизни этих бандитов, уродливы, отталкивающи и опасны. Ни один человек, даже уличный социопат, не может вынести такого уровня постоянного стресса и вечно жить в ожидании удара, нападения, выстрела. Поэтому каждый из них рано или поздно начинает сползать в зависимость или просто сходить с ума. А так как ни один не умеет нормально общаться, нормально любить, нормально существовать в человеческом обществе - то никто и не может свернуть со скользкой дорожки.
Фильм снят в 2007 году, но видеоряд мастерски стилизован под 1980-е. Не только антуражем, прическами и костюмами. Сама картинка воспроизводит жесткую зернистость пленки, приглушенные цвета дешевого заезженного VHS. А отстраненная и вместе с тем точная работа оператора подчас напоминает документализм - будто он снимает стаю опасных животных, а не людей.
Тем удивительнее внезапные прорывы в красоту и гармонию настоящей, не бандитской, жизни. Правда, они случаются только в те моменты, когда тот или иной герой встает на грань жизни и смерти. Например, получает удар топора в голову, выстрел в бок или когда его насмерть запинывает толпа в вонючей подворотне. Тогда эти безжалостные угловатые звери в образах людей вдруг перестают видеть реальность и перед их глазами вспыхивают картины цветущих лесных полян, зеленых веток, прозрачного воздуха, смех и лица их детей и картинки самых счастливых дней их жизней - например, свадьбы с любимой женщиной, случайного взгляда на красоту... Им нужно проститься с жизнью, встать на ее пороге, чтобы увидеть мир без наркотиков, разборок и бесконечной злобы, а в счастье и радости. Это секунды. Но они придают киноповествованию ту глубину, без которой это было бы просто бандитское кино - одно из, наверное, тысяч.
В этом фильме некому сочувствовать и некого любить. Даже несчастные спутницы и дети главных героев не вызывают желания их защитить. Потому что они неотъемлемая часть показываемого злого мира. Как нежное брюшко лесного хищника - обязательное приложение его клыков и когтей.
Я рекомендую этот фильм тем, кто наивно полагает, что в преступном мире может быть место для благородства, честности или просто красоты. Что он дает больше, чем отнимает. Только не смотрите с детьми - много мата и крови. А как вы хотели: жанр такой. Жизнь такая.