Главной в развитии ребенка
является потребность в безопасности — желание быть любимым,
желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В
удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от
родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в
отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в
безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если
многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка
в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки,
невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения
братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие
личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с
ребенком, является развитие у него базаль-ной враждебности. В этом
случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды
и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный
механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не
ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами
беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль
психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств
по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враж-
дебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с
другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у
ребенка проявляется базаль-ная тревога, ощущение одиночества и
беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной
невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком
и родителями. С точки зрения Хорпи, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Чтобы справится с чувствами недостаточной безопасности,
беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок
часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала
10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей,
или невротических тенденций:
в ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со
стороны других; повышенная восприимчивость к критике, отверганию или
недружелюбию;
• потребность в руководящем партнере — чрезмерная зависимость от
других;
• потребность в четких ограничениях и установленном порядке жизни,
подчинение другим;
• доминирование и контроль над другими как самоцель;
• боязнь быть используемым другими;
формулирование представления о себе в зависимости от
общественного статуса;
• стремление создать приукрашенный образ себя;
• сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, сильное
честолюбие;
• стремление избежать любых отношений, предполагающих взятие на
себя каких-либо обязательств;
• поддержание впечатления совершенства и добродетели.