Невроз навязчивых состояний (психастения) — появляются стойкие
тревожные мысли, страхи — например, «заразиться болезнью», потерять
близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и
т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но
не может от них избавиться. Для снижения тревоги человек начинает
подчеркнуто навязчиво соблюдать все общепринятые приметы и правила,
придумывает свои правила и ритуалы, которые многократно навязчиво
повторяются в поведении, проявляет чрезмерную аккуратность,
педантичность, «застревание» на каких-либо мыслях и идеях.
Фобический невроз проявляется как сильные, необъяснимые и
неконтролируемые человеком страхи, вплоть до панического ужаса перед
какими-то конкретными объектами или ситуациями (страх перед собаками
или пауками, фобия закрытого или открытого пространства, страх езды в
транспорте и т. п.)
Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обеспокоенность
человека своим здоровьем, когда человек находит у себя любые болезни и
испытывает постоянные, разнообразные болезненные ощущения в теле,
хотя никаких объективных нарушений врачи не находят.
Депрессивный невроз проявляется как чрезмерная угнетенность,
подавленность настроения и жизненного тонуса человека, потеря
интересов, нежелание жить.
Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения неврозов могут
закладываться с детства — вследствие неправильного воспитания, наличия
у ребенка психических оавм и тягостных переживаний, а также вследствие
нару-
шенных или осложненных межличностных взаимоотношений.
Известный психолог Хорни подчеркивала, что именно межличностные
отношения в сочетании с социально-культурными условиями жизни
способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (зто
направление называют социокультурной концепцией личности).Социокультурная Клинические наблюднения
концепция К. Хорни Хорни над пациентами, кото-
о природе неврозов рых она лечила в Европе и
США, показали поразительные различия в их личностной динамике,
что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти
наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений
функционирования личности лежат уникальные стили межличностных
отношений.
Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка
являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для
детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и
потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные
биологические нужды: в пище, сне и т. д.