Найти тему

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (психастения) — появляются стойкие

тревожные мысли, страхи — например, «заразиться болезнью», потерять

близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и

т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но

не может от них избавиться. Для снижения тревоги человек начинает

подчеркнуто навязчиво соблюдать все общепринятые приметы и правила,

придумывает свои правила и ритуалы, которые многократно навязчиво

повторяются в поведении, проявляет чрезмерную аккуратность,

педантичность, «застревание» на каких-либо мыслях и идеях.

Фобический невроз проявляется как сильные, необъяснимые и

неконтролируемые человеком страхи, вплоть до панического ужаса перед

какими-то конкретными объектами или ситуациями (страх перед собаками

или пауками, фобия закрытого или открытого пространства, страх езды в

транспорте и т. п.)

Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обеспокоенность

человека своим здоровьем, когда человек находит у себя любые болезни и

испытывает постоянные, разнообразные болезненные ощущения в теле,

хотя никаких объективных нарушений врачи не находят.

Депрессивный невроз проявляется как чрезмерная угнетенность,

подавленность настроения и жизненного тонуса человека, потеря

интересов, нежелание жить.

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения неврозов могут

закладываться с детства — вследствие неправильного воспитания, наличия

у ребенка психических оавм и тягостных переживаний, а также вследствие

нару-

шенных или осложненных межличностных взаимоотношений.

Известный психолог Хорни подчеркивала, что именно межличностные

отношения в сочетании с социально-культурными условиями жизни

способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (зто

направление называют социокультурной концепцией личности).Социокультурная Клинические наблюднения

концепция К. Хорни Хорни над пациентами, кото-

о природе неврозов рых она лечила в Европе и

США, показали поразительные различия в их личностной динамике,

что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти

наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений

функционирования личности лежат уникальные стили межличностных

отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка

являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для

детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и

потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные

биологические нужды: в пище, сне и т. д.