К 1870 году Великобритания окончательно подавила сопротивление коренного населения Новой Зеландии – народа маори, который добровольно почему-то никак не соглашался с тем, что белые переселенцы отнимают земли или скупают за бесценок. Выполнив свою миссию, британские военные покинули Новую Зеландию, оставив её, по сути, без вооружённых сил.
Армия этой большой и удалённой колонии состояла из полицейских, дополненных несколькими добровольческими подразделениями. К тому же, оперативно собрать этих ополченцев в случае необходимости было очень сложно. Правительство Новой Зеландии прекрасно осознавало, что в случае военной агрессии иностранного государства достойное сопротивление оказать не получится. Необходимо было формировать полноценные вооружённые силы и укреплять береговую оборону.
Но нужно как-то убедить в этом население. Ведь находясь на краю света, переселенцы не чувствовали никакой внешней угрозы, а внутренняя – непокорные маори, напоминаю, была успешно устранена.
Как же убедить гражданских в том, что им угрожает страшная опасность быть захваченными враждебным государством, если такой опасности на самом деле нет? Ну, ответ очевиден – врага надо просто придумать.
17 февраля 1873 года Дэвид Лаки, редактор оклендской газеты «The Daily Southern Cross» опубликовал длинную статью, озаглавленную «Война с Россией». В ней подробно описывалось внезапное появление враждебного бронированного военного корабля «Касковиски» под командованием вице-адмирала Героцкова. Из статьи новозеландцы с ужасом узнали, что 953 захватчика на своём броненосце завладели кораблём военно-морских сил Великобритании в бухте Вайтемата, при этом используя новейшую российскую военную технологию – смертельный водяной газ, изобретённый генералом Тотлебеным.
Затем русские высадились на берег, захватили в заложники мэра, ведущих политиков и банкиров, опустошили хранилища банков и потребовали выкуп за город в 250 000 фунтов стерлингов (это примерно 34 миллиона долларов в настоящее время).
Новозеландцы были настолько напуганы, что в панике стали прятать свои сбережения и драгоценности. И никто не обратил внимание, что в статье содержалось несколько явных намёков на то, что это фальшивая новость. Во-первых, название русского корабля «Касковиски» — это просто записанное в одно слово и слегка изменённое словосочетание «cask of whisky», то есть бочка с виски. Во-вторых, в конце статьи была звёздочка, которая указывала на якобы источник информации с неправильной датой – 15 мая, которая наступит только через три месяца после текущей публикации.
На следующий день газета признала, что это была ложная информация, а цель обмана была сформулирована в вопросе: «Где британский флот? Это правда, что у нас есть несколько превосходных старых деревянных кораблей, но могли бы они справиться с броненосцем?».
И хотя эту газетную утку считают величайшей фальшивкой в истории страны, цель была достигнута, все признали, что Новая Зеландия уязвима для нападения.
А спустя четыре года разгорелась очередная Русско-турецкая война (1877-1878 гг.) и отношения между Великобританией и Россией вновь до предела накалились. На фоне этой новой мифической российской угрозы Новая Зеландия импортировала двадцать два артиллерийских орудия, но война закончилась быстро, угроза спала и оружие отправили на склад.
В 1885 году между Российской и Британской империями разгорелся новый конфликт из-за сфер влияния в Центральной Азии, так называемый Афганский кризис. Несмотря на то, что столкновения проходили на территории, бесконечно далёкой от Новой Зеландии, бо́льшая часть населения этого британского доминиона считала российское нападение теперь уж точно неизбежным. Поэтому правительство решило во что бы то ни стало укрепить береговую оборону. Так благодаря страшной российской угрозе появился, например, форт Такапуна, а позже и ряд других фортификационных сооружений.
Но, как известно, Новая Зеландия нападения русских военных так почему-то и не дождалась…
Спасибо за внимание!