Техническое обслуживание ноутбуков - один из основных видов обслуживания техники в сервисном центре. Процедура достаточно простая, периодическая и востребованная, как стрижка для человека или замена масла для машины. Клиенты, заметившие эффект от работы, обычно прислушиваются к рекомендациям и возвращаются через 2-3 года (стоило бы наладить, наверное, обзвон клиентов с предупреждениями о желательном времени проведения очередного т/о). Часть клиентов возвращаются после т/о в другом сервисе или частного мастера "на дому по вызову", почувствовав неладное (отсутствие эффекта от процедуры). Разбирая такие ноутбуки, регулярно обнаруживаю следы халтуры, которые говорят о желании автора таких работ только получить вознаграждение и об отсутствии цели, чтобы клиент к нему вернулся. А клиент часто выбирает из предложений по принципу "сделаю там, где дешевле".
Лет 10 назад большинство ноутбуков, попадающих в сервисный центр на т/о, были или с заводской термопастой или с КПТ-8. Преимущества КПТ-8 для сервисных центров были очевидны, а применение ее для не горячих процессоров и чипов казалось вполне оправданным. Альтернативная по цене дешевая "китайская" термопаста. Некоторые образцы превращались "в камень" под воздействием высоких температур за несколько месяцев и совсем теряли свойства, так зачем было рисковать, когда есть проверенная КПТ-8?
Прошло время, качество термопаст на рынке стало более стабильным, появились достойные конкуренты, равные по цене, но выигрывающие по свойствам и характеристикам. Тем удивительнее сейчас, делая т/о ноутбукам, продолжать встречать КПТ-8 в устройствах, которые по словам владельцев обслуживали 2-3 года назад.
На этой неделе в сервис поступил ноутбук Sony с диагнозом владельца "перегрев, тормоза, вирусы". Типичный набор, которые можно назвать "перечислением всех возможных причин и страхов", которые клиент почерпнул из общедоступных источников. Согласовали обслуживание с разбором и диагностику, которая покажет, нужно ли лечить вирусы и связаны ли "тормоза" с перегревом и заражением.
Ноутбук Sony SVE151E11V - популярная 9-летняя модель на Intel Core i5 3-го поколения и графики AMD 7670M.
Конфигурацию хозяин не менял с момента покупки - 4Гб DDR3 (одной планкой) и жесткий диск 500Гб (5400rpm), установлена Windows 8.1
Ноутбук неплохо сохранился, глянцевый корпус немного потертый, но бросающихся в глаза следов эксплуатации нет. Ноутбук выглядит "олдскульно": плавные грани, достаточно толстый корпус. Время загрузки системы для жесткого диска нормальное, порядка 30 секунд, а вот дальше что-то делать на ноутбуке в течение 8 минут просто невозможно - диск загружен в это время на 100%:
При этом оперативная память свободная есть, процессор совсем не перетруждается. После того, как загрузка жесткого диска спадает, проверяю температуру "в покое":
76 градусов Цельсия для процессора без нагрузки - это очень много. Не буду насиловать ноутбук всевозможными проверками, а для начала сделаю обслуживание системы охлаждения. Разбирается этот ноутбук (как большинство моделей Sony на финише выпуска фирмой ноутбуков, прекратившемся в 2014 году) очень просто: снимается поддон и открывается доступ к плате и всем компонентам ноутбука.
Система охлаждения вблизи (видно большое количество пыли на вентиляторе)...
... и после разбора (а вот и КПТ-8)...
Количество пыли таково, что вина КПТ-8 минимальная, тут не заработала бы и MX-5:
После обслуживания и нанесения более современной термопасты, обираю ноутбук и повторно делаю тест температуры:
Результат логичный, чистая система охлаждения и хорошая термопаста возвращают температуры в рабочий диапазон.
А что же с "тормозами" и вирусами? Над постоянной загрузкой диска в процессе запуска постарался клиент программы сдачи отчетности и различные "оптимизаторы" работы системы. Ненужные приложения удалены, автозапуск почищен. Совет клиенту - установка SSD накопителя и добавление модуля памяти 4Гб был передан по телефону, но так и остался советом (стандартные фразы "я подумаю, пока устраивает и так").
Чуть раньше на неделе на обслуживании был ноутбук HP DV6-7200 с процессором Intel Core i7 3-го поколения. Горячий процессор, ноутбук с проблемной системой охлаждения (модель в топе обсуждений по доработкам системы охлаждения и вырезанию отверстий в корпусе). Но это не остановило инженера сервиса от применения КПТ-8:
Радиатор системы охлаждения и вентилятор были практически чистыми, а замена термопасты снизила температуру на 6-7 градусов Цельсия (что для модели, где борьба идет за каждый градус, достаточно хорошо).
Для тех, кто предпочитает делать т/о в сервисах, я бы посоветовал спрашивать, какую термопасту они используют и меняют ли (и на какие) термопрокладки (если они есть на чипах ноутбука). Лучше сразу согласовать использование более качественной термопасты и новых термопрокладок, особенно в горячих моделях ноутбуков. Не раз и не два видел, как некоторые мастера обращаются со старыми прокладками: в первом варианте (что ей будет, это же силикон) старую прокладку мнут как жвачку и клеят обратно, во втором мажут термопастой сверху.
В заключение небольшой опрос.
Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике!
#ноутбук #компьютер #it #сделай сам #обслуживание ноутбука