Найти тему
starcom68

На яхте от Вытегры по Онежскому каналу

Утро второго дня в Вытегре мы встретили в хлопотах по хозяйству. Накануне выяснилось, что есть некоторые проблемы с резиновой лодкой. Во-первых, мы забыли дома насос. Его пришлось купить. Как сказал капитан, - уже в третий раз.

А во-вторых, старый надежный советский лодочный мотор "Салют-2,5" отказался работать. Нет, он конечно иногда дымил и урчал, когда его удавалось завести, но все это было сильно муторно и не надежно.

Наша лодка на причале у гостиницы "Wardenclyffe Volgo-Balt"
Наша лодка на причале у гостиницы "Wardenclyffe Volgo-Balt"

Так что первое, что мы сделали на второй день (первый день был у нас днем экскурсий) в Вытегре это купили новый лодочный мотор в каком-то магазине типа "Спорттовары" и обкатали его. Капитан, взвесив все за и против, остановил свой выбор на южноамериканском бренде лодочных моторов TOYAMA . Говорят, этот бренд существует целых 22 года на мировом рынке и 4 года на рынке России. Производство лодочных моторов естественно находится на заводе №1 в Китае - SUZHOU PARSUN POWER MACHINE CO., LTD. Взяли лодочный мотор мощностью примерно тоже 2.5 л/с примерно за 20 тыс. рублей, сейчас уже точно не помню. Как оказалось не ошиблись, мотор служил вообще без нареканий.
Помимо моторных дел съездили за продуктами, в аптеку, закупились ГСМ, грузились. И, наконец, Денис вызнал у местного жителя на что здесь ловят рыбу и отправился в ближайший магазин за блеснами. Забегая вперед скажу, что рыбу здесь ловят на таких маленьких красных резиновых рыбок, которых волочат на леске за лодкой. Первая рыбка потратилась еще до того как мы отдали швартовы.

Обедать отправляемся в ресторан гостиницы "Старый город", что на ближайшем перекрестке. И гостиница и ресторан хороши, хотя и не так пафосны как наш "Wardenclyffe Volgo-Balt"
Обедать отправляемся в ресторан гостиницы "Старый город", что на ближайшем перекрестке. И гостиница и ресторан хороши, хотя и не так пафосны как наш "Wardenclyffe Volgo-Balt"

Улица с разбитым асфальтом, на которой стоят обе гостиницы в Вытегре, гордо именуется Проспект Ленина. В большей части он сохранил историческую застройку, по которой мы сейчас бегло пробежимся перед тем как покинуть, гостеприимную на тот момент, Вытегру.

Напротив гостиницы  находится двухэтажный особняк Галашевского, постройки 1804 года, с размещенным в нем подразделением ФБУ "Администрация Волго-Балт" под названием Вытегорский район гидросооружений и судоходства.
Напротив гостиницы находится двухэтажный особняк Галашевского, постройки 1804 года, с размещенным в нем подразделением ФБУ "Администрация Волго-Балт" под названием Вытегорский район гидросооружений и судоходства.
Примечательно, что именно в этом здании  по адресу Проспект Ленина, 62 с 30 сентября 1941 года по 28 июня 1944 года находился штаб Онежской военной флотилии, о чем нам сообщает мемориальная доска на фасаде
Примечательно, что именно в этом здании по адресу Проспект Ленина, 62 с 30 сентября 1941 года по 28 июня 1944 года находился штаб Онежской военной флотилии, о чем нам сообщает мемориальная доска на фасаде

Возвращаемся в сторону причала в начало Проспекта Ленина. Следующую усадьбу по адресу Проспект Ленина, 60, я почему-то не снял. В ней расположен Дом детского творчества. Оказывается, в некоторых городах они еще работают и дети могут заниматься в профильных учреждениях, а не ходить по всяким кустарным мастер-классам. 

Далее на перекрестке с улицей Кирова торцом на Ленина выходит пятиэтажка из силикатного кирпича и рядом с ней два сильно убитых исторических домика (Проспект Ленина, 56). Чем дальше от центра - тем печальнее.
Далее на перекрестке с улицей Кирова торцом на Ленина выходит пятиэтажка из силикатного кирпича и рядом с ней два сильно убитых исторических домика (Проспект Ленина, 56). Чем дальше от центра - тем печальнее.
Фасад следующего исторического особняка Викулина, 1823 года постройки, по адресу Проспект Ленина. 54, задрапирован, чтобы не смущать туристов
Фасад следующего исторического особняка Викулина, 1823 года постройки, по адресу Проспект Ленина. 54, задрапирован, чтобы не смущать туристов
Напротив него - дом Лопарева 1802 года постройки в котором сейчас находится Вытегорский политехнический техникум (Проспект Ленина, 52). Он уже не раз попадал нам в кадр в предыдущих частях повествования
Напротив него - дом Лопарева 1802 года постройки в котором сейчас находится Вытегорский политехнический техникум (Проспект Ленина, 52). Он уже не раз попадал нам в кадр в предыдущих частях повествования

Наш буксир - "Мазда" была отпущена домой еще утром, а "Белка" с трейлером поставлены на длительную стоянку рядом с причалом. Как показала практика это было сильно венчурное решение, но нам и "Белке" повезло. Наконец ближе к вечеру даем прощальный гудок и отваливаем от причальной стенки, направляясь вниз по течению Вытегры в сторону Онежского озера. К этому времени погода испортилась и небо заволокло тучами.

Несмотря на дождь у команды было приподнятое настроение. Только капитан выделялся озабоченным лицом. Шли мы под мотором и он сразу почувствовал не ладное. Вот как Алексей описывает свои ощущения: "Элегантно отвалив от пирса, на глазах провожающих нас местных жителей и надавив на ручку "Газ" машинки реверса капитан Мака понял, что все пропало…Двигатель троил.". Источник

Фото Оксаны Сигаевой
Фото Оксаны Сигаевой

К этой теме мы ее не раз вернемся. Поломки двигателя нас будут преследовать с завидным постоянством. А пока мимо проплывают пейзажи водной окраины Вытегры.

Интересно, как они хранят свои машины в этих гаражах? Просто какая-то водяная деревня.
Интересно, как они хранят свои машины в этих гаражах? Просто какая-то водяная деревня.
Иногда попадаются более менее приличные пристани у которых пришвартованы парусные яхты
Иногда попадаются более менее приличные пристани у которых пришвартованы парусные яхты

Вытегра, несмотря на далеко не выдающиеся размеры, является частью Мариинской водной системы, а ныне Волго-Балтийского канала. Так что на этом достаточно узком и оживленном водном пути можно встретить вполне крупные четырех-палубные теплоходы - флагманы бывшего речного флота СССР.

Теплоход "Михаил Шолохов"
Теплоход "Михаил Шолохов"

Нам повстречался  идущий вверх по течению теплоход «Михаил Шолохов». Данное судно проекта 302 было построено в 1985 году в Германии. На воду оно спущено в 1988 году. В 2019 году судно подверглось коренной модернизации, на фото оно еще в старом облике. Длина 129,1 м. Ширина 16,7 м. Осадка 2,94 м. Скорость 25.5 км/ч. Пассажировместимость 260 чел. в 145 каютах. Традиционно работает на туристической линии Санкт-Петербург-Москва.

-13
Капитан радостно приветствует большое судно
Капитан радостно приветствует большое судно
Первая развилка. Вытегра катит свои воды прямо в Онегу, а нам налево -  в отмеченный специальным знаком Онежский канал, часть Мариинской водной системы.
Первая развилка. Вытегра катит свои воды прямо в Онегу, а нам налево - в отмеченный специальным знаком Онежский канал, часть Мариинской водной системы.

Первый проект постройки канала для безопасного прохода малых речных судов в обход Онежского озера, где часто случаются шторма, был утверждён в 1800 году, в 1810 году проект доработали. Согласно ему, стоимость сооружения канала оценивалась в 3,46 млн рублей. Из-за войны с Наполеоном строительство не началось. Следующий, третий проект был составлен в 1818 году. Строительство канала длиной 20 км шедшего от реки Вытегры до урочища Чёрный Песок началось в тот же год, и было завершено в 1820 году. При этом канал не избавлял суда от перехода по Онежскому озеру, а лишь сокращал этот опасный отрезок.

Смотри! Канал!
Смотри! Канал!

Оставшийся участок от Чёрных песков до Свири, позволявший судам следовать не заходя в Онежское озеро был построен в 1845-1852 годах. На его строительство было затрачено 375 тыс. рублей. В Вознесенье возле устья установлен памятный чугунный обелиск строителям канала. В 1890-1896 годах во время переустройства Мариинской системы было вынуто 86 150 кубических саженей грунта и устроено 37 верст 432 сажени бичевников.

Знак на входе в Онежский канал со стороны Вытегры. Кстати, сам вход в канал прикрыт островом - не проскочите его
Знак на входе в Онежский канал со стороны Вытегры. Кстати, сам вход в канал прикрыт островом - не проскочите его

Еще раз подчеркну, чтобы было понятно глядя на это странное гидротехническое сооружение. Канал вдоль южного берега озера был построен не для того чтобы сократить водный путь (хотя первый этап строительства преследовал еще и эту цель), а для того, чтобы можно было эффективно тащить баржи бурлаками (бечевой вдоль берега) без риска потерять их во время шторма на Онеге.

После развала СССР канал пришел в упадок и лишь в 2011 году теплоход «Николай Яковлев» вологодской приписки впервые за много лет прошёл Онежский канал с пассажирами в круизном рейсе. Источник

Я не уверен, что сейчас канал активно используется большими судами, да и туристическим лайнерам здесь особо делать нечего, т.к. они ходят обычно на Кижи при транзите Москва-Санкт-Петербург. Так что канал остается вотчиной маломерного флота, для которого опасны копварные воды Онеги.

Иногда в сторону от основного русла канала отходят небольшие протоки. Эта идет по направлению к озеру Котечному, расположенному между каналом и Онежским озером.
Иногда в сторону от основного русла канала отходят небольшие протоки. Эта идет по направлению к озеру Котечному, расположенному между каналом и Онежским озером.
Красиво. Вскоре дождь кончился и наступило умиротворение. Мы шли на малых оборотах, выглядывая место для ночлега
Красиво. Вскоре дождь кончился и наступило умиротворение. Мы шли на малых оборотах, выглядывая место для ночлега
Стало смеркаться, если такое слово применимо к июлю на этой широте, и мы как нельзя кстати обнаружили очередную протоку к озеру Великое с прекрасно оборудованной пристанью в ее устье. Отличное место для ночлега.
Стало смеркаться, если такое слово применимо к июлю на этой широте, и мы как нельзя кстати обнаружили очередную протоку к озеру Великое с прекрасно оборудованной пристанью в ее устье. Отличное место для ночлега.
Прошли мы в тот вечер всего 13 километров. Встали на ночлег чуть раньше чем нам хотелось, решив не искать места лучше.
Прошли мы в тот вечер всего 13 километров. Встали на ночлег чуть раньше чем нам хотелось, решив не искать места лучше.
Протока в сторону озера Великое. Рыба почему-то клевать не хотела.
Протока в сторону озера Великое. Рыба почему-то клевать не хотела.
Это был наш первый водный ночлег и засиделись мы далеко за полночь.
Это был наш первый водный ночлег и засиделись мы далеко за полночь.

Финалом дня послужил комичный случай со мной о котором до сих пор напоминает шрам на пальце. Собираясь спать мы убирали за собой мусор и тут я решил сделать это гостеприимное место чище, а экологию лучше и прихватить в наш мусор пару разбросанных по кустам пластиковых баллонов из-под пива и банок. Идея была правильная, но реализация подкачала. Протянув руку под куст за очередным баллоном я почувствовал резкую боль и жжение в указательном пальце. Сначала я даже подумал, что меня укусила змея. Только этого нам не хватало...
Однако осмотр раны и обильное кровотечение эту версию отвергли. Хотя вопрос обо что я так распластал палец остался. Только со второго раза удалось разглядеть под кусом прикрытое листьями донышко разбитой бутылки и торчащий как шило узкий и длинный осколок стекла, на который я и напоролся пальцем, протянув руку за пластиковой бутылкой. Удивительное совпадение. Опасные стекла отправились в пакет с мусором, а я получил украшение в виде бинта и освобождение от работ.  

Продолжение следует.

Предыдущий репортаж о подводной лодке Б-440 в Вытегре смотрите здесь
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал