Утро второго дня в Вытегре мы встретили в хлопотах по хозяйству. Накануне выяснилось, что есть некоторые проблемы с резиновой лодкой. Во-первых, мы забыли дома насос. Его пришлось купить. Как сказал капитан, - уже в третий раз.
А во-вторых, старый надежный советский лодочный мотор "Салют-2,5" отказался работать. Нет, он конечно иногда дымил и урчал, когда его удавалось завести, но все это было сильно муторно и не надежно.
Так что первое, что мы сделали на второй день (первый день был у нас днем экскурсий) в Вытегре это купили новый лодочный мотор в каком-то магазине типа "Спорттовары" и обкатали его. Капитан, взвесив все за и против, остановил свой выбор на южноамериканском бренде лодочных моторов TOYAMA . Говорят, этот бренд существует целых 22 года на мировом рынке и 4 года на рынке России. Производство лодочных моторов естественно находится на заводе №1 в Китае - SUZHOU PARSUN POWER MACHINE CO., LTD. Взяли лодочный мотор мощностью примерно тоже 2.5 л/с примерно за 20 тыс. рублей, сейчас уже точно не помню. Как оказалось не ошиблись, мотор служил вообще без нареканий.
Помимо моторных дел съездили за продуктами, в аптеку, закупились ГСМ, грузились. И, наконец, Денис вызнал у местного жителя на что здесь ловят рыбу и отправился в ближайший магазин за блеснами. Забегая вперед скажу, что рыбу здесь ловят на таких маленьких красных резиновых рыбок, которых волочат на леске за лодкой. Первая рыбка потратилась еще до того как мы отдали швартовы.
Улица с разбитым асфальтом, на которой стоят обе гостиницы в Вытегре, гордо именуется Проспект Ленина. В большей части он сохранил историческую застройку, по которой мы сейчас бегло пробежимся перед тем как покинуть, гостеприимную на тот момент, Вытегру.
Возвращаемся в сторону причала в начало Проспекта Ленина. Следующую усадьбу по адресу Проспект Ленина, 60, я почему-то не снял. В ней расположен Дом детского творчества. Оказывается, в некоторых городах они еще работают и дети могут заниматься в профильных учреждениях, а не ходить по всяким кустарным мастер-классам.
Наш буксир - "Мазда" была отпущена домой еще утром, а "Белка" с трейлером поставлены на длительную стоянку рядом с причалом. Как показала практика это было сильно венчурное решение, но нам и "Белке" повезло. Наконец ближе к вечеру даем прощальный гудок и отваливаем от причальной стенки, направляясь вниз по течению Вытегры в сторону Онежского озера. К этому времени погода испортилась и небо заволокло тучами.
Несмотря на дождь у команды было приподнятое настроение. Только капитан выделялся озабоченным лицом. Шли мы под мотором и он сразу почувствовал не ладное. Вот как Алексей описывает свои ощущения: "Элегантно отвалив от пирса, на глазах провожающих нас местных жителей и надавив на ручку "Газ" машинки реверса капитан Мака понял, что все пропало…Двигатель троил.". Источник
К этой теме мы ее не раз вернемся. Поломки двигателя нас будут преследовать с завидным постоянством. А пока мимо проплывают пейзажи водной окраины Вытегры.
Вытегра, несмотря на далеко не выдающиеся размеры, является частью Мариинской водной системы, а ныне Волго-Балтийского канала. Так что на этом достаточно узком и оживленном водном пути можно встретить вполне крупные четырех-палубные теплоходы - флагманы бывшего речного флота СССР.
Нам повстречался идущий вверх по течению теплоход «Михаил Шолохов». Данное судно проекта 302 было построено в 1985 году в Германии. На воду оно спущено в 1988 году. В 2019 году судно подверглось коренной модернизации, на фото оно еще в старом облике. Длина 129,1 м. Ширина 16,7 м. Осадка 2,94 м. Скорость 25.5 км/ч. Пассажировместимость 260 чел. в 145 каютах. Традиционно работает на туристической линии Санкт-Петербург-Москва.
Первый проект постройки канала для безопасного прохода малых речных судов в обход Онежского озера, где часто случаются шторма, был утверждён в 1800 году, в 1810 году проект доработали. Согласно ему, стоимость сооружения канала оценивалась в 3,46 млн рублей. Из-за войны с Наполеоном строительство не началось. Следующий, третий проект был составлен в 1818 году. Строительство канала длиной 20 км шедшего от реки Вытегры до урочища Чёрный Песок началось в тот же год, и было завершено в 1820 году. При этом канал не избавлял суда от перехода по Онежскому озеру, а лишь сокращал этот опасный отрезок.
Оставшийся участок от Чёрных песков до Свири, позволявший судам следовать не заходя в Онежское озеро был построен в 1845-1852 годах. На его строительство было затрачено 375 тыс. рублей. В Вознесенье возле устья установлен памятный чугунный обелиск строителям канала. В 1890-1896 годах во время переустройства Мариинской системы было вынуто 86 150 кубических саженей грунта и устроено 37 верст 432 сажени бичевников.
Еще раз подчеркну, чтобы было понятно глядя на это странное гидротехническое сооружение. Канал вдоль южного берега озера был построен не для того чтобы сократить водный путь (хотя первый этап строительства преследовал еще и эту цель), а для того, чтобы можно было эффективно тащить баржи бурлаками (бечевой вдоль берега) без риска потерять их во время шторма на Онеге.
После развала СССР канал пришел в упадок и лишь в 2011 году теплоход «Николай Яковлев» вологодской приписки впервые за много лет прошёл Онежский канал с пассажирами в круизном рейсе. Источник
Я не уверен, что сейчас канал активно используется большими судами, да и туристическим лайнерам здесь особо делать нечего, т.к. они ходят обычно на Кижи при транзите Москва-Санкт-Петербург. Так что канал остается вотчиной маломерного флота, для которого опасны копварные воды Онеги.
Финалом дня послужил комичный случай со мной о котором до сих пор напоминает шрам на пальце. Собираясь спать мы убирали за собой мусор и тут я решил сделать это гостеприимное место чище, а экологию лучше и прихватить в наш мусор пару разбросанных по кустам пластиковых баллонов из-под пива и банок. Идея была правильная, но реализация подкачала. Протянув руку под куст за очередным баллоном я почувствовал резкую боль и жжение в указательном пальце. Сначала я даже подумал, что меня укусила змея. Только этого нам не хватало...
Однако осмотр раны и обильное кровотечение эту версию отвергли. Хотя вопрос обо что я так распластал палец остался. Только со второго раза удалось разглядеть под кусом прикрытое листьями донышко разбитой бутылки и торчащий как шило узкий и длинный осколок стекла, на который я и напоролся пальцем, протянув руку за пластиковой бутылкой. Удивительное совпадение. Опасные стекла отправились в пакет с мусором, а я получил украшение в виде бинта и освобождение от работ.
Продолжение следует.
Предыдущий репортаж о подводной лодке Б-440 в Вытегре смотрите здесь
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал