Найти тему
Калуженина Алиса

Зло и блеск сетевых компаний

Я порыла интернет в поисках информации про компании, которые используют сетевой маркетинг. Мне интересно, как эта штука работает и как внутри себя чувствуют люди.

И пока я жду посылку с эфирами doterra, особенно интересно погрузиться в контекст. Я понимаю, что когда ждешь посылку с эфирами, то логичнее погружаться в контекст, читая какую-нибудь цветастую брошюрку по аромалогии. Но я в гробу видала аромалогию)) я просто хочу, чтобы весь дом пропах бергамотом или еще чем-нибудь прекрасным. А вот покопаться в устройстве нового непонятного бизнеса - самый интересный контекст для экономиста.

Я нашла более-менее приличный материал на эту тему на РБК, правда старый - 2020 года.

Немного цифр в это воскресенье)))

Совокупный оборот сетевых компаний в мире оценивается в 200 млрд. долл.
Две трети этих компаний работают на рынке красоты и здоровья (то есть примерно 140 млрд. долл.) Остальное - одежда и бытовая техника.

Весь мировой wellness рынок - это около 560 млрд. долл.

То есть 25% рынка красоты и здоровья - это сетевики. Прикольно, я не знала, что это так дофига. Я думала, что сетевики - это что-то полуподпольное, но в мире это нормальный бизнес, оказывается.

Меня смущает, что в этих компания базовая функция (маркетинг и продажи) делегирована большому количеству людей, образующих сеть. И при этом, конечно, эти люди не оформлены в штат, не имеют социальных гарантий.
Ну, вы меня знаете - я прославленный борец за рабочий класс.

-2

С другой стороны эта работа очень доступна: ее можно делать дистанционно, у сотрудников нет никаких графиков и по сути обязательств. То есть она подходит студентам, мамочкам в декрете и как дополнительный заработок для тех, кто итак занят в индустрии здоровья и красоты.

Больше всего эта модель бизнеса распространена в США и Китае. Если верить РБК, то там каждый 20ый человек состоит в сети.
У нас эта модель приживается плохо.

Amway - самая большая сетевая компания.
Сейчас будет хейт, который я надумала полностью сама, прогуливаясь сегодня утром. Я пользуюсь зубной пастой amway, просто привыкла к ней, покупаю в интернет-магазине. И пробовала много их продукции.

Amway работает на рынке с очень высокой конкуренцией, аналоги ее товаров можно купить в любом магазине дешевле. И компания распространяет товар по созданной пирамиде, не за счет ценности товара, а давя на потребность домохозяек сделать некий бизнес и заманивая в экзальтированное сообщество с харизматичным лидером.

Я посмотрела систему мотивации Amway внутри пирамиды, чтобы зарабатывать деньги ты должен подписывать новых дистрибьюторов и должен обеспечивать высокий уровень продаж за счет потребления товаров (сам потребляй и людям продавай). Таким образом, продавая мечту о бизнесе, компания заставляет потреблять обычную зубную пасту втридорого.

То есть, я захотела сегодня - купила классический Тайд, захотела завтра - купила экзотический дорогой японский стиральный порошок. Качество современных порошков очень ровное, так всегда бывает с товарами на рынке с высокой конкуренцией.

А вот, чтобы заставить меня годами покупать один и тот же дорогой порошок amway, надо вдолбить мне в голову, что
- он сделан из слезок единорога
- и водой после стирки можно герань поливать (мистическое мышление),
- поддерживать во мне жажду наживы (это подмена ценности)
- и держать меня в среде, которая делает так же (сообщество, секта).

Вот это настоящая пирамида, которая питается сама из себя за счет обмана, и обладает чертами секты.

Я думаю, что нельзя все сетевые компании ровнять с amway. Тот же avon не продает свою дешевую продукцию втридорого. И вообще нельзя никогда делать выводы о рынке по одной компании. Поэтому этот хейт только про amway и не имеет отношение к doterra, с которой я еще даже не взаимодействовала нормально.

У меня сейчас болтается мысль, что, если компания продает качественный товар по адекватной цене, не включая обман, подмену ценностей и сектантские примочки, то ничего нет плохого в сетевом маркетинге.

Буду смотреть на doterra через призму этих критериев.
Мне предстоит попробовать сами эфиры и поговорить с супервайзером (это часть процесса покупки в сетевой компании)) - расскажу вам о своих впечатлениях.
Интересно вам это мое внезапное исследование подвернувшейся под мою горячую руку сетевой компании?))