Найти тему
Юрий Енцов

После лихорадочных закупок в начале пандемии добыча соли резко уменьшилась — некому покупать

Недавно один из ведущих производителей соли, это коммерческая структура, известная на всю Россию — обратился с просьбой к исполнительным властям разобраться с составом соли, поставляемой к нам из Казахстана. Оказывается, она там выпаривается не так и вообще не поваренная и химический состав «вреден для потребителя». Вскоре вышло распоряжение — прекратить закупки соли в Казахстане — видимо, в целях «укрепления дружбы между народами».

Через несколько месяцев выясняется совершенно случайно, что и в Белоруссии, и в Соликамске и в других месторождениях, солью из которых мы пользуемся много десятилетий — неправильная. Какая-то поганая, «вредная для потребителей Российской Федерации». Нужно сократить поставки. Естественно оказалось, что и на Украине соль отвратительная — тут вопрос решился быстрее, чем где либо.

«СП»: — Почти на 37% уменьшилась добыча соли в Крыму, хотя Крым — наш.

— Так соль ведь везде поганая, кроме… определенной компании, которая стремиться к монополизму. Недавно ко мне пришел один из руководителей этой соляной компании — известнейший демагог. Предложил сделать единый государственный стандарт на соль. Обсудили. В первую очередь он хотел отказаться от самого термина «соль поваренная пищевая». Ведь производство соли, по его мнению, дорогостоящий химический процесс. А название — «рудимент советских времен».

Я ему ответил: «Перед вами сидит человек, который вырос в советские времена, выучился и с уважением к ним относится. Это большая часть моей жизни. Не надо ее обгаживать!»

Как мы поступим с солью каменной, морской, йодированной, с черной солью? А техническую соль мы будем закладывать в стандарт, например соль-лизунец для животных? Соль имеет разную классификацию, о которой мы, потребители не всегда догадываемся.

Когда мы с ним обсудили все эти вещи, я понял — человека интересует определенный сегмент на рынке, а все остальное — нет. Как его не интересуют производители в странах СНГ.

«СП»: — Соль — это продукт каждодневного потребления. Возникает вопрос: а кто же будет обеспечивать поставки?

— Одна Московская область потребляет 10,5 миллиона тонн в год. Те, кто делают на ней бизнес — прекрасно понимают, что это стабильный, хорошо покупаемый товар. И спрос на него всегда есть. Особенно сейчас, в осенние месяцы, когда надо солить капусту, помидоры.

Обострение с солью — бывает ежегодно, примерно в сентябре-октябре — начинаются всякие пертурбации. До тех пор, пока у нас в государстве не будет жесткого контроля за подобного рода стратегическими товарами, положение останется нестабильным. Про соляные бунты на Руси все помним из школьной программы — сейчас нам только этого не хватало.

Некоторые «системные менеджеры», элегантно поправляющие в президиумах очки и кивающие головой, демонстрируя, что Владимир Владимирович очень правильно все сказал, должны быть поставлены на место. Если хочешь торговать солью — торгуй. Но во главу угла — должно быть не только извлечение прибыли. Не следует забывать про такое экономическое понятие, как «предел разумной достаточности», и просто — здравый смысл.

Если у товаропроизводителя, той или иной соляной компании это отсутствует, то, естественно, возникает лихорадка на рынке. Сейчас подул легкий ветерок. Но он может превратиться в бурю…

Крупнейший российский производитель соли — оренбургская «Руссоль». В первой половине года на этом предприятии производство незначительно снизилось, примерно на полтора процента, до 363 тысяч тонн.

Знаменитый Тыретский солерудник в Иркутской области снизил выпуск продукции почти на 31%, до 48 тыс. тонн, волгоградский «Аксон» — на 35%, до 8 тыс. тонн, а Крымский содовый завод — на 37%, до 3 тыс. тонн. Алтайская соледобывающая компания за этот период, наоборот, увеличила производство в два раза, до 6 тысяч тонн.

Если говорить об импорте соли, то белорусский и казахстанский товар от российского практически не отличается. Это те же стандартные пачки, из которых продукт разного помола так и норовит высыпаться. В последнее время пакеты постепенно меняются, вместо бумажных, чаще используются полиэтиленовые, что, конечно, понадежнее будет. Но это не помешало импорту из Казахстана сократиться на 22%, до 76 тысяч тонн.

Турецкая соль — самая интересная, она бывает разноцветная и не только пищевая, но так же для ванн и разных других процедур. Но ее импорт тоже снизился на 9%, до 44 тысяч тонн. Соль из Азербайджана есть двух видов: обычная, похожая на российскую, «сестра» соли из стран СНГ, и соль, «притворяющаяся» турецкой — просто не отличишь. Но и ее импорт снизился почти на четверть, до несчастных 8 тыс. тонн.

Источник

Подписаться