Пасха — это пасхальная ночь (Исх 12-13). А пасхальная ночь — это средоточие всей Библии. Во время пасхальной ночи первенцы египетские поражены смертью. Язва щадит народ Израилев, который Бог называет "первенец Мой" (Исх 4. 22). Фараон, наказанный таким образом за отказ освободить израильтян, перестает противиться и отпускает их.
Итак, Пасха — это еще и десятая казнь Египта. Час этой казни Египта — час спасения Израиля. "Казнь", о которой идет речь, — это смерть. Не смерть для Израиля, а смерть для египтян. Не смерть фараона, но смерть его старшего сына и всех первенцев его народа. Казнь действует на совершенно определенном участке: она поражает жизнь там, где жизнь дается, — на участке передачи жизни. В начале повествования (Исх 1) фараон замыслил лишить Израиль этой силы: нанести удар израильтянам как отцам и как матерям. Его замысел обращается против него и его народа.
Повествование признаёт в этом бедствии руку Божию. Среди читателей к трагической развязке два отношения: у одних она вызывает протест, другие предпочитают закрыть на нее глаза. Первым посоветуем подождать, дать событиям развиваться: пусть такие читатели отнесутся к повествованию с большим доверием, чтобы увидеть, что оно вовсе не скрывает своих трудностей. Дело в том, что память Израиля никогда не чувствовала себя навсегда отделавшейся от этого события, и заслуживает восхищения, что она никогда не стремилась изгладить ничего из представлявшегося наиболее проблематичным.
Итак, фараон видит, что его преступление обрушивается на него самого или, точнее, на его сына и на сыновей его народа. Цифра "десять" (десятая казнь) означает, что такой исход дела оказался последней возможностью — возможностью, которой нужно было избежать любой ценой, но которую долгая конфронтация между Моисеем и фараоном смогла только оттянуть.
Моисей располагает двумя видами оружия. Одно оружие — это жезл, который служит для того, чтобы творить чудеса ("казни"), предупреждая Египет. Другое оружие — это слово. Читатель должен хорошо понять, что в действительности оно вовсе не оружие; для этого нужно, чтобы Моисей страдал дефектом речи и боялся говорить: речь его немощна (Аарон несколько раз играет дополняющую роль как более красноречивый). Только после первой беседы (которая проводится без каких-либо угроз, но заканчивается безрезультатно!) начинается серия десяти казней. Схема казней повторяется в каждом из десяти эпизодов с незначительными вариациями:
1. Моисей говорит: "Отпусти нас, или ты будешь наказан".
2. Фараон отказывается.
3. Моисей действует при помощи своего жезла (или своей руки, или жезла Аарона).
4. Фараон обещает освобождение.
5. Моисей ходатайствует перед Богом за фараона.
6. Казнь прекращается.
7. Фараон берет свое обещание назад.
8. Бог, в конце концов, наказывает.
Таким образом, Моисей оказывается результативен в двух планах: с одной стороны, он возвещает и приводит в действие каждую казнь; с другой, он полагает ей конец своим молитвенным ходатайством. Первые кары (вредная вода, нашествие жаб, мошки) не очень-то опасны, хотя и впечатляют. Повествование разворачивается, неуклонно, но терпеливо приоткрывая всё больше и больше зло фараона, его таящийся грех.
Всякий раз, когда от фараона отводится карающая десница, он видит в этом знаке терпения лишь знак слабости. Понадобятся десять эпизодов, чтобы безрезультатность слов сделалась очевидной и определенной. Будучи слеп и глух ко всякому милосердию, фараон не может быть доступен ни для какого милосердия. Не понимать ничего кроме силы — значит полностью отдаться ей.
Так говорит справедливость. И тем не менее, в тексте проявляются колебания — это видно по многим признакам. Из текста не явствует с полной определенностью, что первенцев египетских истребил Сам Бог. Кто же их истребил: Он или неясное существо, именуемое "губителем" (Исх 12. 23)? Бог "не попустил губителю войти в дома" израильтян (Исх 12. 23); итак, Он только "попустил" ему войти к египтянам. И повествование не делает израильтян и египтян двумя враждебными народами. Статус Моисея (сына Египта!) еще не полностью упразднен (Исх 11. 3). Египетские женщины (матери!) хорошо относятся к еврейским (Исх 3. 21-22). И мы замечаем, что в осуществлении десятой казни Моисей не играет уже никакой роли: он не приводит ее в действие и не прерывает.
Но есть один более красноречивый знак, который вызывает у нас тревогу по поводу отсутствия справедливости, поистине достойной Бога, в эту первую пасхальную ночь. Истинный знак пасхи — это кровь агнца. Кровь: зримый и даже яркий знак того, что справедливости не было. Израиль навсегда остается тому достоверным свидетелем. Агнец не виноват в жестокости фараона. Его невинность представляет невинность первенцев египетских. Агнец, если и не творит справедливость сам, не чужд ей, поскольку сигнализирует и напоминает о несправедливости из поколения в поколение. Он есть потаенная истина повествования или, лучше сказать, он свидетельствует о том, что истина неудержимо становится видимой. Агнец — это долг Израиля.
После Пасхи освобожденный Израиль остается в долгу у Египта. Откровенно анекдотическим образом израильские женщины уходят из Египта, надев на себя украшения, которые одолжили у своих сестер — женщин (матерей!) египетских (Исх 12. 35-36): когда, интересно, у евреек потребуют их вернуть? Вспоминается также, что после перехода через Красное море его берег был устлан трупами египтян. Напрасно Моисей прятал в песке своего первого мертвого египтянина (Исх 2. 12).
Египет терпит поражение, Израиль сохранен, долг остается. Моисей, спасенный из вод египтянкой, — тот же самый Моисей вновь появится, когда зазвучит песнопение, которое в Апокалипсисе названо "Песнь Моисея и Песнь Агнца" (Откр 15. 3). Он будет узнан в Том, Кто, заняв
место и Моисея, и Агнца, соделает из Египта и из Израиля единый святой народ — Своею собственною кровью.
И дал Господь милость народу в глазах Египтян; да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах фараона и рабов фараоновых и в глазах всего народа. Исх 11. 3
И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь [...], и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Исх 12. 23
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!