Найти тему
Книжный мiръ

Комик с грустными глазами. К 110-летию со дня рождения Аркадия Райкина (1911-1987).

После постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», когда опальный Михаил Зощенко зарабатывал на жизнь сапожным ремеслом и переходил на другую сторону улицы, чтобы не компрометировать знакомых, в доме писателя раздался звонок:

 — Михаил Михайлович, надо восстановить справедливость. По крайней мере в возможных для нас пределах. Я считаю несправедливым то, что вы до сих пор ничего не написали для нас.

Это был руководитель Ленинградского Театра эстрады и миниатюр Аркадий Райкин. Он прекрасно понимал, к чему могло привести его предложение, да и не очень-то и подходили фельетоны Зощенко для репертуара театра, но в концертных программках отныне появились номера с прочерком вместо упоминания фамилии автора. Можно ли поступок Райкина назвать гражданским подвигом? Стоял 1946 год…

Его недаром называли Дон-Кихотом советской эстрады: сатирик никогда не боялся говорить правду о проблемах окружающей действительности, самым невероятным образом оставаясь политкорректным и интеллигентным. За его здоровье поднимал бокал с вином Сталин, Хрущев смеялся над пародиями на самого себя, при личном содействии Брежнева театр миниатюр переехал и Ленинграда в Москву. Райкин всегда прямо смотрел в глаза людям, показывая им не самые приятные черты их характеров и неблаговидность поступков.

Спектакли, миниатюры и роли в фильмах «человека со многими лицами» до сих пор остаются эталоном для каждого артиста разговорного жанра. К сожалению, на сегодня - эталоном недостижимым.  «Время меняет все: и политику, и экономику, и юмор, - обозначил разницу Роман Карцев, - Аркадий Райкин был великим артистом для советской эпохи, но современный юмор ни копейки не взял от его таланта. Он в основном пародийный, у Райкина же всегда был осмысленным».

«У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении», - отметила другую сторону его таланта, понятную даже зарубежному зрителю, британская «Таймс».

Но, наверное, самое правильное определение творчеству Аркадия Райкина дал его друг, писатель Лев Кассиль: «Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, театр одного центрального актера. Я не хочу при этом обидеть его товарищей по работе, среди которых немало одаренных, интересных артистов, с большим искусством создающих необходимый выразительный фон, очень сложный игровой антураж для Райкина. Но все же несомненно, что Райкин сам по себе — это целый театр». 

Деятельность мастера перевоплощения находилась далеко за рамками обычного, в общем-то, театра сатирических миниатюр, его личность приобрела общественно значимый статус - актер получал корреспонденцию из всех уголков СССР с просьбами, жалобами, даже требованиями помочь и принять меры. Но больше всего в этих письмах было благодарностей - за неповторимый талант и бесконечное уважение к зрителю.

📖 Из интервью и записей Аркадия Райкина:

✍🏻 Трудности, беды, гонения — не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.

✍🏻 Жизнь, непременно одергивает нас, когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и таким образом теряем чувство реальности. Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность.

✍🏻 Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ничем нельзя помочь.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!