Найти тему
Science & Future

Что может ждать «Роскосмос» в случае потери коммерческих заказчиков?

С 1990-х годов российская космонавтика вполне органично встраивалась в международный рынок космических услуг. На «Протонах» частенько стартовали зарубежные геостационарные спутники, так называемая «микроспутниковая революция» не происходила бы так активно без российско-украинских ракет-носителей «Днепр», ещё были запуски полезной нагрузки по программе «Морской старт» с помощью «Зенитов». Само собой, нельзя забывать о поставках РД-180 и теперь РД-181, про российские РН «Союз» с разгонным блоком «Фрегат», которые в своё время прочно вошли в парк ракет французской компании ArianSpace, регулярно запускающей с космодрома Куру во Французской Гвиане различную полезную нагрузку. Конечно же, существенную часть прибыли российская космонавтика получала за счёт пилотируемых пусков.

С одной стороны, возникает вопрос: «ну и что из этого осталось?». Думаю, ни для кого не составит труда ответить на него самостоятельно. Тут есть и другой вопрос: «а много ли это было?».

© «Роскосмос»
© «Роскосмос»

Несмотря на пандемию, объём мирового космического рынка в 2020 году вырос на 4,4%. Интересно, что рост обусловлен в первую очередь развития частного сектора — государственные расходы, напротив, снизились на 1,2%.

Сегодня на коммерческий сектор приходится практически 80% рынка (продукция и услуги занимают 49,1% или $219,4 млрд., на инфраструктуру и вспомогательную деятельность приходится 30,7% или $137,23 млрд.).

На государственный сектор совокупно приходится чуть более $90 млрд., из которых $51,8 млрд. — это доля NASA. На все остальные 35 национальных космических агентств совокупно приходится $38,4 млрд.

Очевидно, что перевес в нашей стране явно не в ту сторону.

© «Роскосмос»
© «Роскосмос»

Доходы коммерческого сектора рынка космических услуг в основном формируются за счёт телевещания, ретрансляции данных, продаж пользовательского оборудования и предоставления геоинформационных услуг. «Космическое железо», т.е. производство и продажа ракет-носителей, спутников и услуг по их запуску на орбиту, не доходят и до 7% от всего рынка. Понимаете теперь «ну и зачем Илону Маску его Starlink?»?

Что самое главное, в лучшие года доля России на рынке коммерческих космических услуг не превышала 1%, даже если считать доходы АО «Газпром Космические системы» и ФГУП «Космическая связь», которые не входят в структуру «Роскосмоса». В «железной» части космического рынка доля отечественной госкорпорации не превышала 8,5% (сегодня, к сожалению, она меньше раза в полтора-два).

Что ждёт отечественную космическую отрасль на мировом рынке коммерческих космических услуг?

Сегодня прежние заказчики — США и Европа — сокращают или собираются сокращать сотрудничество. Может ли «Роскосмос» удержать прежних и заинтересовать новых заказчиков?

-3

С точки зрения обеспечения запусков, Россия постепенно вытесняется конкурентами. Из прежних ракет-носителей остались только «Союзы», но заказы на них падают. Новые ракеты мало того, что сложно назвать конкурентоспособными, так ещё и десятилетиями не выходят в серию. Те, которые действительно могли бы конкурировать с теми же Falcon 9, например «Амур-СПГ», сейчас находятся на ранних этапах создания.

На рынке производства спутников, который в несколько раз более ёмки, чем ракетный, отечественным предприятиям не везёт. Большая часть космических аппаратов, созданных по иностранным контрактам, вышли из строя сразу после запуска или до истечения гарантийного срока (KazSat-1, AMOS-5, EgyptSat-2, Кондор-Э, Angosat). Это совершенно не означает, что надо переставать искать заказчиков, но придётся постараться, чтобы завоевать их доверие.

Ну а в «информационной части» космического рынка Россия, к сожалению, отстаёт ничуть не меньше. Например, в смартфонах у нас GPS, а существенную часть метеорологических данных приходится покупать у американцев.

Для наглядности инфографика глобальной космической экономики от © brycetech за 2019 год (за 2020 ещё не выпустили).
Для наглядности инфографика глобальной космической экономики от © brycetech за 2019 год (за 2020 ещё не выпустили).

Если верить прогнозам, в ближайшие пять-шесть лет активнее всего будет развиваться создание спутников и всего, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные эксперименты в космосе и только потом — пилотируемые полёты.

Если быть объективным, то нельзя не заметить, что в России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут ни найти достаточное финансирование, ни обойти госкорпорации, в том числе, из-за бюрократических процедур, то есть системе нужны существенные изменения. Но что мы видим?

-5

Вместо того, чтобы действительно работать над развитием отрасли, у нас предпочли непрерывно давить на патриотические чувства, попутно обвиняя всех остальных в шарлатанстве или заговорах. Ну а те, кто об этом говорит, само собой, — «подпиндосники», «маскодрочеры» и вот это вот всё.

Так что же может ждать «Роскосмос» в случае потери коммерческих заказчиков?

Встречал в сети мнение, что госкорпорация займётся чисто военным космосом. С чего бы? Наша отрасль не обладает полным циклом создания космических средств и вряд ли будет обладать в ближайшие годы. Без участия в мировом рынке не будут строиться взаимоотношения с партнёрами, которые могли бы закрывать пробелы отечественной отрасли в обмен на предоставление тех или иных услуг. Такое ощущение, что руководители госкорпорации сами не осознают всю значимость её деятельности для страны.

Не берусь говорить, что именно ждёт «Роскосмос», но перспективы, как по мне, довольно туманны.

1. Об объёмах мирового рынка коммерческих космических услуг (первый раздел: «Monday, August 23. Press Briefing Room A: 10:00 a.m. – 11:00 a.m. MT. The Space Report, Lesley Conn & Mariel Borowitz»).

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.