Великий российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский попал в Смольный институт на должность инспектора по протекции. Ему покровительствовала императрица Мария Александровна, жена императора Александра II. Именно императрица указала тогдашней главе Смольного на Ушинского, а когда вам намекает сама императрица, ее намек не понять невозможно. Ушинский был приглашен в Смольный.
Как известно, при Александре II произошло раскрепощение крестьян; Мария Александровна содействовала этому делу всей душой. Уважаемый императрицей Ушинский также был поклонником новых, гуманных идей. А начальство Смольного не было таковым, и очень скоро оно пришло к выводу, что пригласило в свой «дом» врага.
Константин Дмитриевич с энтузиазмом принялся за дело. Он выгнал старых, некомпетентных преподавателей, нанял новых, которые сочувствовали прогрессивным идеям Ушинского.
Предприимчивый новый инспектор вмешался в учебный процесс Смольного и многое в нем изменил. Для начала он отменил правило, по которому ученицам запрещалось задавать преподавателям какие-либо вопросы по их предмету на уроках. Институтки получили возможность общаться с учителями, задавать им вопросы, просить объяснить дополнительно то, чего они не поняли с первого раза.
Ушинский также ввел в программу обучения института новые предметы – физику и естествознание.
Им были организованы так называемые «педагогические конференции», аналог современных оперативок для учителей. На этих конференциях новые преподаватели обсуждали различные методы и технологии преподавания, успехи и неудачи своих учениц и т. д.
У институток наконец появились книги! Вместо ссор и сплетен в свободное от уроков время девочки начали серьезно читать. Они настолько увлеклись чтением, что не могли оторваться от книг и по ночам. Добыча еды теперь отошла на второй план, а на первый план вышла добыча свеч для ночного бдения над произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, для изучения статей Белинского.
Кроме того, что Ушинский был гениальным педагогом, в первую очередь он был человеком с твердыми принципами. Именно его стараниями в Смольном был уничтожен мерзкий обычай: письма, адресованные институткам, сначала могли распечатывать и прочитывать их классные дамы, что они и делали с завидным постоянством. Однако после вмешательства Ушинского эта традиция канула в Лету.
На своих лекциях Ушинский говорил, что только умственный труд может принести человеку истинное счастье, только такой труд будет на пользу и себе, и другим.
Умы и сердца воспитанниц Смольного расцвели при новом порядке, однако, начальство института было крайне недовольно происходящим. С немого одобрения этого начальства классные дамы начали строчить на Ушинского и новых учителей многочисленные доносы, распускать о них сплетни и слухи. Не раз Константину Дмитриевичу в кабинете начальницы выговаривалось за опасные идеи, даже революционные.
Эта травля в конечном итоге изнурила Ушинского, и он покинул свою должность в Смольном. Но его ученицы и после выпуска из института остались верны заветам Константина Дмитриевича и продолжили свою учебную и трудовую деятельность.
Благодаря Ушинскому Елизавета Николаевна Водовозова написала свою автобиографическую повесть «На заре жизни». Искренне советуем тем нашим читателям, которых интересует жизнь помещиков и крестьян в дореволюционной России, прочесть эту повесть. Из неё вы узнаете куда больше о помещичьем и крестьянском быте, чем из любого романа Льва Толстого. И читается эта повесть в разы легче и интереснее.
Ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнавать еще много интересного!