Здравствуйте, уважаемые читатели.
Сегодня Святая Церковь вспоминает святых отцов 7-го Вселенского Собора, который в 787 году н. э. в Никее, Византия, их стараниями и при водительстве Святого Духа вернул святые изображения Церкви.
Вспомним, о чем идет речь. Спасительная Православная вера дарована нам Господом Иисусом Христом. Христианам, как и всем людям, свойственно ошибаться.
С течением лет и веков после Вознесения Христа, ухода 12 святых апостолов и первого после апостолов поколения христиан, последователи стали вносить в учение Христа о Царствии Божием и как его достичь свои толкования ("я художник и так вижу"!), чем искажали истинное учение Христово. Это вполне свойственно природе человека, но губительно для христианских душ.
Церковь, как душепопечительница, понимала, что назрела необходимость четко сформулировать спасительные каноны к началу 4-го века н. э. Первый Вселенский Собор собирал еще Константин Великий в 325-м году н. э. Всего соборов было 7.
Между прочим, на 1-ом (325 г) и 2-м (383 г) Соборах, был составлен Символ Православной Веры - система основополагающих догматов Православного вероучения - то, во что верят православные христиане, который начинается так:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...
И так далее, но речь об этом, даст Бог, пойдет в другой статье, а сейчас поговорим о 7-м Вселенском Соборе - последнем, на котором окончательно было сформулировано Православное учение.
Последний Вселенский Собор отверг ересь иконоборчества, которая свирепствовала в Византийской империи около двух веков.
Иконоборцы считали священные изображения идолами, а христиан, почитавших иконы, - идолопоклонниками. Самым губительным было то, что в эту ересь впали византийские императоры и патриархи. По их приказу очень многие священные изображения - иконы, фрески, мозаики - были уничтожены.
Собор был созван по настоянию императрицы Ирины (уважаемые Ирины, это ваша небесная покровительница!) в 787 году в церкви Святой Софии в Никее.
На соборе святыми отцами Церкви было сформулировано, что христиане поклоняются не иконам, а тем, кто на них изображен, т. е. Христу, Богоматери, святым.
Мы ПОЧИТАЕМ образ (икону), а ПОКЛОНЯЕМСЯ первообразу (тому, кто изображен на иконе) и ему возносим молитвы.
В самом деле, ведь первая икона дарована нам Самим Христом. Это икона Христа на холсте (убрусе) или Спас Нерукотворный.
Евангелист Лука - художник - писал иконы Богородицы при Ее жизни и, по Преданию, Пречистая сказала, увидев икону: "Благодать Моя с тобою". Так оно и вышло, как мы все знаем.
Раньше, когда люди читать не умели, они постигали основы своей веры через богословие храмовой и домашней иконы, проповеди священника и слушания священных текстов в Церкви.
В наши дни читать могут все (я, правда, встречала в Канаде молодую иммигрантку, которая читать не умела и цифр не знала), но Священное Писание мало кто читает. Современники, к сожалению, не знают зачем это нужно. Вот иконе и возвращается ее прежняя функция, давно утраченная - учить людей христианской вере.
Спаси Христос вас и ваших близких.
Спасибо за терпение и внимание всем читающим и просто проходящим.