Найти в Дзене
Kazan Digital Week

Как нас подключат к медицинской “Матрице”, из которой мы не захотим убегать

Оглавление
Концепт-арт к фильму "Матрица". Изображение: "Кинопоиск"
Концепт-арт к фильму "Матрица". Изображение: "Кинопоиск"

В ближайшие годы отрасль здравоохранения ждёт тотальная цифровизация, которая приведёт к снижению смертности и исчезновению очередей.

Об уже реализованных проектах в этой сфере и о будущем цифровой медицины расскажут на форуме Kazan Digital Week - 2022, который пройдёт в сентябре.

Вход в “Матрицу”

Один из национальных проектов, которые сейчас реализуются в России, называется “Здравоохранение”. Он предусматривает поэтапную цифровизацию отрасли путем решения трёх главных задач:

  1. запуска единой информационной системы для врачей, в которую будут внесены все медкарты, справки, анализы и другие записи;
  2. развития сервисов для населения, с помощью которых граждане могли бы в удобной форме на своё мобильном устройстве получить информацию из медицинской карты или справки, а также записаться на приём к специалисту;
  3. создания цифровые инструментов управления здравоохранением.
"Цифра" помогает и врачам, и пациентам. Фото: Unsplash
"Цифра" помогает и врачам, и пациентам. Фото: Unsplash

По мнению экспертов, уже в ближайшем будущем это позволит добиться значительного развития отрасли. В первую очередь, за счёт повышения эффективности работы специалистов.

“Самое главное - это создание информационных инструментов для врача, с которыми он мог бы работать быстро, эффективно и безопасно”, - Марат Нурмиев, начальник отдела информационных и инновационных технологий Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Марат Нурмиев. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week
Марат Нурмиев. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week

Положительные эффекты также почувствуют управленцы и сами пациенты.

“Информационные технологии помогают принимать управленческие решения. Для пациента они не менее важны, потому что в своём личном кабинете на едином портале госуслуг, в разделе “Моё здоровье”, он может ознакомиться с информацией обо всей оказанной ему помощи”, - Айрат Гарипов, заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан
Айрат Гарипов. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week
Айрат Гарипов. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week

Кое-что уже сделано. Если раньше каждый производитель медицинских информационных систем сам придумывал, каким образом связать свою систему с другой, то сейчас Минздрав России устанавливает единые правила сбора данных, их интеграции и обмена. Уже сегодня региональные структуры здравоохранения передают данные через единые федеральные сервисы. Глобальная цель национального проекта - создание унифицированной электронной медицинской карты гражданина России, которая позволит сделать медицину проактивной.

“Если у меня обнаружат заболевание, и я потом не приду на приём, ничего не случится - системе здравоохранения в текущем виде не будет интересно, вылечился я или нет. Сейчас формируется системы, которые позволяют вести пациента от диагноза до полного процесса завершения лечения. Данные будут накапливаться по схеме “пациент - заболевание - лекарство - лечение - результат””, - Булат Ахмеров, генеральный директор БАРС Груп (компания занимается, в том числе, проектами в сфере цифровизации медицины)
Тимур Ахмеров. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week
Тимур Ахмеров. Изображение: YouTube / Kazan Digital Week

“Скорая помощь” онлайн

Если говорить о том, как современные технологии применяются “на земле”, то в качестве одного из самых ярких примеров можно привести автоматизацию службы скорой помощи Татарстана. Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Зеленодольск уже с 2010 года работают в единой медицинской информационной системе, разработанной татарстанской компанией ICL.

“Республиканский центр медицины катастроф уже сейчас имеет возможность посмотреть, где произошла та или иная ситуация, какая бригада ближе. Это нужно, чтобы быстрее направлять помощь к пострадавшим и тем самым снижать смертность”, - Марат Нурмиев, начальник отдела информационных и инновационных технологий Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Вертолёт Республиканского центра медицины катастроф. Изображение: Instagram / mktatar_ru
Вертолёт Республиканского центра медицины катастроф. Изображение: Instagram / mktatar_ru

В 2020 году внедрена модернизированная версия системы, которая теперь охватывает уже абсолютно все подразделения скорой медицинской помощи в республике.

“Всё стало прозрачно. Машины и вызовы видны в системе. Соответственно, не теряются звонки. То есть, наведение порядка - тоже результат цифровизации. А у бригады, которая едет на вызов, на планшете есть данные по истории болезни пациента. Они заранее подготовлены к тому, что их может ожидать”, - Айрат Гарипов, заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан
Тематическая секция в рамках направления "Цифровые технологии в сфере здравоохранения" на форуме Kazan Digital Week - 2021. Фото: minzdrav.tatarstan.ru
Тематическая секция в рамках направления "Цифровые технологии в сфере здравоохранения" на форуме Kazan Digital Week - 2021. Фото: minzdrav.tatarstan.ru

Импортозамещение технологий

Эксперты не без сожаления признают, что опыт стран, где со здравоохранением всё отлично, нельзя просто взять и мультиплицировать. Так, в Израиле крупные клиники строят собственную отдельную информационную систему, и они сейчас тоже решают вопрос её объединения с другими системами. А в Сингапуре эти системы находятся “под колпаком” страховых компаний, и там идёт настоящая борьба за лидерство.

PET-CT сканер в сингапурской клинике. Фото: Philips
PET-CT сканер в сингапурской клинике. Фото: Philips

В России речь чаще всего идёт о государственных медицинских организациях, в деятельность которых нужно внедрить типовое медицинское решение. Один из самых интересных кейсов, реализованных в Татарстане, - электронная запись на приём к врачу. Пилотный проект был запущен в 2013 году в Казани и Нижнекамском районе. Тогда этой услугой пользовались 200-250 тысяч человек в год, сейчас - 9-10 миллионов.

Интерфейс сервиса "Госуслуги Республики Татарстан". Изображение: uslugi.tatarstan.ru
Интерфейс сервиса "Госуслуги Республики Татарстан". Изображение: uslugi.tatarstan.ru

Внедрение информационных технологий в реальную медицину простимулировала пандемия коронавируса. Развиваются проекты по анализу медицинских данных. системы поддержки принятия врачебных решений. Ещё одно направление - лекарственное обеспечение. Каждый год появляется всё больше и больше препаратов, и информационные системы помогают правильно назначить лекарства с учетом взаимодействия одного лекарства с другим, веса и возраста пациента, его диагноза. Не стоит забывать и о телемедицине.

“Вопрос разработки отдельного тарифа на телемедицинскую консультацию ещё пару лет назад только начинал рассматриваться, а сейчас об этом уже можно говорить как о факте, который свершится буквально в следующем году. Надеемся, что люди наконец-то перестанут простаивать в очередях без особой нужды”, - Айрат Гарипов, заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан
Онлайн-приём у врача. Фото: Wikimedia Commons
Онлайн-приём у врача. Фото: Wikimedia Commons

Врачи-сисадмины

С внедрением всё большего числа цифровых сервисов растёт потребность в специалистах, которые будут поддерживать соответствующие системы в работоспособном состоянии, - причём, не совсем программистов, а скорее системных администраторов широкого профиля на стыке ИТ и медицины.

“С IT-кадрами у нас проблема. Мы привыкли, что основа - и никто с этим не спорит! - это медицинские работники. Но если мы хотим трансформировать отрасль, надо уделять дополнительное внимание кадровому вопросу. Например, медучреждениям необходимо обеспечить определённый уровень безопасности данных. Этим должен заниматься человек с должностью не меньше заместителя главного врача и, естественно, со своим отдельным штатом”, - Айрат Гарипов, заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан
Работа врачей в онлайн-режиме. Фото: Wikimedia Commons
Работа врачей в онлайн-режиме. Фото: Wikimedia Commons

Вопрос, как это часто бывает, решается дополнительным финансированием, но суммы, о которых может идти речь, вряд ли поддаются подсчёту. Ведь только на плановое обновление автоматизированных рабочих мест в системе здравоохранения Татарстана требуется около 500 млн рублей в год. Так что пока медицина движется в будущее не так быстро, как могла бы. Впрочем, она делает это хоть и медленно, но всё же верно.

Стать частью IT-сообщества Татарстана можно, подписавшись на Telegram-канал и, вступив в группу.

Если вы хотите представить на форуме свою технологию, продукт или услугу, то вам следует вступить в Telegram-группу экспонентов или написать нам на почту: info.ascr@tatar.ru