Найти тему

Шарлотта (обзор аниме от Key)

Школьная повседневность в необычном мире. Тупость и пустота, пронзающие пространство и время, никакие герои и начало конца Key.

А ведь ничего не сулило беды...
А ведь ничего не сулило беды...

Здравствуй, дорогой читатель.

Я очень люблю визуальные новеллы от студии Key: «Канон», «Высь», «Кланнад», «Проказники» и «Перезапись» в списке моих любимых, да и аниме-адаптации по первым трём (за «LB» пока не скажу) вышли отличными. Был обрадован и аниме «Ангельские ритмы», снятому по оригинальному сценарию (по коему потом сделали также добротную новеллу), а посему за успех и признание ещё одного детища Кеев – аниме «Шарлотту» – переживать не стоило. Казалось бы. Итак, каким же вышло аниме по оригинальному сценарию Дзюна Маэды, одного из лидеров Key – заслуженно ли сериал о подростках со сверхспособностями котируется столь высоко? Насколько хороши новые персонажи Key и почему нет оправдания богам из машины, ляпам и сменам посылов? Об этом, и не только, в не самом позитивном обзоре.

Приступим же.

1. Сюжет.
Автор: Key. Студия: P. A. Works. Год выхода: 2016. Средневзвешенная оценка: 8,24 (взяты сайты Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 142167); личная оценка: 5,7.

Персонажи аниме. Сзади: Юса Нишимори (Куробанэ), Джоджиро Такадзё. 
Спереди: Нао Томори, Аюми Отосака, Ю Отосака. Источник: zerochan.net.
Персонажи аниме. Сзади: Юса Нишимори (Куробанэ), Джоджиро Такадзё. Спереди: Нао Томори, Аюми Отосака, Ю Отосака. Источник: zerochan.net.

У простого школьника Ю Отосаки неожиданно пробудилась сверхспособность: вселяться в тела других людей на пять секунд. Как и любой эгоцентрист на его месте, Ю своей силой решил пользоваться во благо себе: тискать девушек, будучи в их теле, да у отличников на контрольных списывать и в престижные школы поступать. На этом его и ловит представительница элитной школы для подростков со сверхспособностями – цундере-невидимка (почти) Нао Томори, лупящая ГГ и остальных по делу и без, притом без всякой жалости. От неё он и получает предложение, от которого не стоит отказываться: перевестись к ним в школу, да помогать их учсовету таких же не скрывающих свои суперсилы отроков отлавливать да отучивать их от такого. А то учёные найдут и заберут в поликлинику для опытов. Вместе с фанатом глуповатой моэ-девочки-айдола Юсой Нишимори Джоджиро Такадзё (а затем и самой Юсой и периодически вселяющейся в неё Мисой) их учсовет начинает свою деятельность. Вот только справиться ли Ю с новыми трудностями и неожиданными перипитиями, уготованными ему самой судьбой? И сможет ли он, ни много ни мало – минуя Врата Штейна судьбу, спасти всех и вся от того, что считается напастью?

1.1 То хорошее, что есть в аниме.

А ещё там есть милая девушка-моэ. Жаль, что большего сценарий ей не дал... 
Источник: скриншот из аниме «Шарлотта». ©Key, ©P. A. Works.
А ещё там есть милая девушка-моэ. Жаль, что большего сценарий ей не дал... Источник: скриншот из аниме «Шарлотта». ©Key, ©P. A. Works.

Здесь я изменю своему привычному порядку обзора и начну именно с достоинств. Так, аниме обладает действительно неплохим сеттингом: пусть сама причина того, что у подростков в этом мире вообще есть сверхспособности, мягко скажем, странная (плюс непонятно, почему она исчезает с возрастом, раз в аниме это подают в конечном итоге как болезнь), а идея уже в общем-то знакомая, задумка остаётся интересной. Ведь потенциал как написания отдельных историй по поиску таких людей (у каждого из которых может оказаться сильная личная драма, за которую мы Key и любим), так и основного твиста способен поднести очень сильную по драме своей историю, подобную той, что была в «Перезаписи» (и даже не особо удачная третья часть давила в нужные моменты на эмоции).

Также похвалю аниме за успешную-таки реализацию одной из таких мини-историй, где несмотря на некоторую наивность и самоповторы, есть то самое маленькое, но столь нужное кому-то чудо. Которое происходит в том числе и потому, что есть во многих из нас доброта, без которой чуда не будет. Как жаль, что другой такой же хорошей истории в Шарлотте нет. Есть и вполне очевидные, «нормальные» посылы о важности окружения в перевоспитании всяких самодовольных элементов в дружеском кругу. Местами скользит серьёзная драма и даже история о принятии тяжестей судьбы (впрочем, последнюю как раз разрушают самим сюжетом).

1.2 Нарекания к сюжету. Пустота и (не)внятность.

А теперь поговорим о том, почему это аниме на самом деле даже кеевским назвать не поворачивается язык.

Кофе и логотип Key... Вспоминая аниме «Перезапись», уже страшно. Источник: там же.
Кофе и логотип Key... Вспоминая аниме «Перезапись», уже страшно. Источник: там же.

1. Боги из машины, вопросы. Хотя на одного из них есть пара намёков по сериалу, связанная с этим неожиданном твистом история порождает целую кучу вопросов: а какого хрена один ГГ вспомнил временную линию альтернативного прошлого (а нам покажут, что это так); он что, тоже со считывающим Штайнером? Или как неназываемый обладатель сверхспособностей прыжков во времени (довольно мощная-таки вещь) за несколько витков сколотил школу (о коей ниже)? И, что уже очень важно – почему лидеры той школы, зная о способности ГГ ещё и к краже чужих (спойлер, но необходимый для дальнейшего описания сюжета+ещё один deus ex machina) сил, не пришли за ним сразу после события X, которое они его же затем попросили предотвратить? Чего они ждали?

2. Противоречащие друг другу посылы, критичные нестыковки. И это двойной удар по логике и смыслу тайтла одновременно. Так, одно событие X удаётся предотвратить (хотя могли свои Врата Штейна на эту тему сделать; даже будь это плагиатом, смотрелось лучше того, что нам дальше показали), как тут же всплывает другое. И нет, чтобы использовать ещё раз свою новоукраденную честно взятую силу; ГГ идёт на какие-то разборки, поддавшись на максимально тупой психологический шантаж (я бы верил, будь мне лет 5, но сейчас извините), вся суть которого – показать жертвенность одного из героев. Которую можно было бы избежать, используй банальный варп во времени. Стоит ли говорить, что вместо слёз в этот момент бьётся Ринпалм? Более того, в последней серии ГГ крадёт сверхспособность к регенерации и получает возможность хоть сейчас использовать-таки временной прыжок и спасти, кого не спас ранее. Но решает, что верх гениальности, смириться и жить дальше. Помимо явной тупости, это гробит и идею, показанную раннее (речь о 13 и 10 сериях соответственно): так, идея в стиле «если есть возможность что-либо изменить, меняй» превращается в «не надо ничего менять, надо смиряться, пусть даже кого-то и не вернут». По отдельности каждый из посылов имеет право на жизнь, но вот вместе выходит полнейший тупизм, масштабов первого сезона «Реврайта» и того дерева, с вершины которого Тупаро лапал Кагари-тян вместо спасения Земли.

Ещё в сериале есть отсылки к России (и упоминается Иркутск). Здорово, конечно, но не выглядит как повод повысить оценку сему дну. Источник: там же.
Ещё в сериале есть отсылки к России (и упоминается Иркутск). Здорово, конечно, но не выглядит как повод повысить оценку сему дну. Источник: там же.

3. О цене поступков: за каждую сверхспособность приходится платить, причём чем сильнее способность, тем больше плата. Либо же есть ограничения: Нао невидима только для конкретного человека (т. е. со стороны её деяния прекрасно видны), Джоджиро остановиться во время своих молниеносных перемещений не может, а первый обладатель способности прыжков во времени ослеп, пока многократно перемещался в прошлое для создания лучшего будущего. Сам Ю может вселяться лишь на пять секунд, а за способность платит безумием. Правда, силу свою он использует для захвата всех сверхспособностей в мире (избавления, так сказать, от болезни), да и в конце ограничивается лишь амнезией и лёгким пулевым. Что самое смешное, практически всю работу он делает сам. Какой там Кунисаки Юкито, отдавший всё, что было, дабы хоть немного отсрочить неизбежное для Мисузу? Какой там Котаро Тенноджи, что не смог (смертный же) целиком предотвратить Песнь Разрушения в Терре? Какой там «рефрен» Проказников, наглядно демонстрирующий, что друзья могут горы свернуть? («Канон» даже упоминать неприлично.) Один самый сильный супергерой всё решит и получит в конце награду в виде любимой. Да тот же «неспасённый» заплатил куда большую цену; как оказалось, ради того же счастья ГГ. Просто замечательная демонстрация важного и нужного.

Та самая двушка. Источник: там же.
Та самая двушка. Источник: там же.

4. Мелкая и не очень идиотия. Есть мелочь вроде девушки, прочитавшей «криминальную переписку в телефоне продюсера»: Бог с ней, с фактом подобной чуши; слова «блокировка экрана» в современном сеттинге (там именно смартфоны, а не кнопочные агрегаты) авторам что-нибудь говорит!? Если брать лор: вроде как детишки не первый год становятся такими – учёные целые НИИ придумали для таких опытов; им и оппозиция в лице каких-то террористов несчастных образовалась. А вот до третьего пути, срединной организации, защищавшей бы подростков от подобного, додумались только сами же школьники. Притом реализовали свою идею, построив... школу. Для Маэды сам факт строительства школы, бесспорно, символичен: в том же «Tomoyo After» я сам верил, что Оказаки в дальнем захолустье дал забытым людям такой светоч надежды аки Данко. Но тут-то, на секундочку, речь о целых странах, миллиардах йен и прочем. И я на полном серьёзе должен эту дичь проглотить!?

Или история, как ГГ после известного трагичного события, сорвался во все тяжкие. С попутным нанесением ущерба людям и собственности и копипастой Лелуша, Джокера и кого-то ещё, хотя сострадания вообще никакого. Тут не впервой: то «отец пятилетки» из афтер-стори Кланнада на дочь забьёт, а сам бухать пойдёт и работу прогуливать, то теперь скорбящий по близкому Отосака избивает и калечит шпану просто потому что он, видите ли, страдает. Сопереживание на каком-то отрицательном уровне просто. Но больше всего выпадаешь с момента, когда ГГ решает ещё и дунуть, но его останавливает наблюдавшая за ним всё это время Нао, ведь «наркотики зло» и «пути обратного не будет». А нанесение увечий другим людям, первым на агрессию не шедшими (с ними именно ГГ вёл себя как быдло), сама имеющая склонности к избиению Томори за грех не посчитала вовсе. Что ж, безусловно, наркотики это зло. Это абсолютно правильный посыл. Вот только подать можно было и без тонны тупости, как в том же «Гиасе» (где есть почти такая же сцена, да и сам Ю на Лелуша смахивает порой очень сильно даже внешне).

P. S. Я вообще должен напоминать про русскую двушку в японской комнате из 7-й серии аниме?

5. Пустая и шаблонная любовная линия, уровень раскрытия которой всё на том же днище из аниме по «Рерайту» и слабее, чем во «Франксе» (а когда-то я считал его чуть ли не образчиком любви, в которую не веришь). Сие даже забавно: впервые в аниме от Key вообще не видишь химии персонажей. Есть пара неплохих сцен, раскрывающих их дружбу, куча препирательств со стороны под одновременный шиппинг окружающих в стиле «О, как они ссорятся: да они идеально смотрятся вместе». Нет, не смотрятся. Герои смотрятся вместе, когда на ситуацию глядят одинаково (Томоя и Кё), когда есть явная заинтересованность без агрессии/с подколами, но не за гранью фола (Юкито и Минаги, Котаро и Акане), желание помочь, перерастающее в иное чувство (Юичи и Макото/Май/и т. д., Рики и Мио/Харука). Когда нет постоянных сцен взаимной мозгогрызни, не особо покрываемых сценами влюблённости, а есть именно встречное движение. Стоит сказать, мне «истинные руты» у Кеев в плане романтики не особо заходят, но любой из них всё равно наголову выше, нежели показанное в «Шарлотте». Венцом же отсутствия романтики является «вот как спасёшь мир, тогда я тебя и приголублю».

6. Ненужность и пустота персонажей. К части вышесказанного я б не цеплялся сильно, если бы в аниме были герои, на которых не всё равно. Кеи вообще славятся именно продуманными арочными историями, в которых персонажи меняются и меняют друг друга. Так вот, в «Шарлотте» этого нет. Абсолютно. Есть цундере, которую с братом мать родная продала учёным для опытов (на заметку: автор сценария сего когда-то вкладывал в уста эпизодического персонажа «Выси» такие слова: «Да какая мать может согласиться на убийство родного ребёнка!?»; но на таком драму ведь не создашь), фан дурочки-айдола, сама дурочка-айдол с беспардонной сестрой-покойницей (притом Юса самый мне симпатичный персонаж... пустое моэ как лучшая героиня аниме от Кеев... вот оно, счастливое будущее). Причём во второй половине сериала появится куча других героев, про которых даже сказать нечего: настолько они незапоминающиеся. А ведь даже в аниме-адаптации «Перезаписи» (даже там!!!) героинь органично встроили во вторую половину. А тут – решай всё сам, дорогой зритель.

7. Затянутость и пустота самого сериала. Отчасти ещё и потому, что комедийная часть первой половины сериала очень слабая: с теми же «Ритмами» ни в какое сравнение не идёт. Отчасти по причине непродуманных мини-историй, которые писались явно без напряжения сценариста и вообще походят на затянутый гэг «У меня есть сверхспособности» из уже упоминавшейся визуальной новеллы «Перезапись». А отчасти потому, что на пустую и глупую историю с такими же героями иного взгляда и не может сложиться. Ибо что самое страшное в «Шарлотте» – её сказочная пустота.

2. Персонажи.

ГГ со своей сестрой. Источник: gelbooru.com.
ГГ со своей сестрой. Источник: gelbooru.com.

Ю Отосака – главный герой аниме, обладатель одной явной и другой скрытой сверхспособностей. Надменный, самолюбивый и слегка Ламперуж, в начале действа никого, кроме сестры Аюми, не ценящий, но затем в силу обстоятельств и изменений (как бы оправданных) становящийся верным товарищем, обретающим любимую и даже мир спасти решивший. При всех ляпах, самый проработанный герой аниме.

Нао Томори (CV Аяне Сакура)– главная героиня. В детства с братом перенесла кучу лишений (арку с братом развили, да потом слили, увы), отчего характер у неё скверный. Типичная цундере, предпочитающая бить (и почему-то одновременно себя избивать позволяет), но говорящая нужные мысли в нужное время. Так как герой всех спас, то она в него влюбляется в концовке, не особо при этом влияя на ключевые моменты сюжета.

Юса Куробанэ (Нишимори) – популярная школьница-айдол, вокалистка группы «How-Low-Hello». Легкомысленна и не особо умна, но добра, мила и отзывчива. Любит поднимать своими песенками настроение, неплохо готовит и даже стряпнёй своей порой ГГ подкармливает. Делит тело с пачившей сестрой, но даже не догадывается об этом, отчего появляется некая драма (ведь сёстры не могут встретиться, будучи рядом). Хотя Юса толком не раскрыта, именно она – моя любимая героиня в «Шарлотте».

Аюми Отосака – младшая сестрёнка ГГ. Милая и добренькая, души в братике не чающая и готовящая ему еду с невкусным соусом (зато с душой!). Всё бы ничего, да её сейю вместо озвучки постоянно пищит, отчего аниме прям хочется в озвучке смотреть (а не субтитрах по привычке). С ней есть ключевая драма, но посыл, следующий из истории после, губит всё.

Миса Куробанэ – старшая сестра Юсы, ныне покойная, но делящая с сестрой тело. Обладает способностью к пирокенезу, отвратительным характером и склонна к рукоприкладству и грубостям, но где-то в душе также таит доброту, любовь и уважение.

Джоджиро Такаджо – помощник Нао в учсовете, обладатель странной сверхспособности. Часто обедает с Ю. Ярый фанат Юсы, но тему их отношений никак не развили.

Такэхито Кумагами – парень, приходящий к героям мокрым и показывающим им на места возникновения новых детей с аномалиями. В отличие от других, задействован во второй части аниме.

Сара Шейн – слепая певица из группы «ZHIEND», которую любит слушать Нао (и её брат). Обладает жизнерадостным характером, невесёлой историей и искренней готовностью откликнуться на просьбу о помощи. Её CV, Миюки Саваширо, озвучила Ивасаву Масами в «Ритмах».

Сюнске Отосака – таинственный парень, являющийся к Отосаке во снах и предположительно связанный с его прошлым и семьёй. Остальное суть спойлер.

3. Анимация, саундтрек.

Картинка в «Шарлотте» однозначно заслуживает похвалы. Дизайн персонажей от Na-Ga (сохранение моэ-традиций Key, но на современный лад), местами очень и очень добротные фоны и задники. Порой проскальзывало 3D и не лучшие фоны, да и в целом локаций немного, но если говорить именно о картинке: она, безусловно, лучшее, что есть в этом аниме.

Саундтрек же вышел почти полностью средним: фоновая музыка и эндинги особо не запоминаются, не работают на атмосферу при просмотре, но и не раздражают. Похвалю опенинг: не видеоряд, а саму песню, ведь её исполняла Lia, которую нельзя не полюбить уже за одно лишь «Tori No Uta» из «Выси». Благодаря ней хоть что-то в саундтреке смогло запомниться.

4. По итогу.

Внешне аниме «Шарлотта» следует общим канонам Key: есть комедийное вступление с драматической второй половиной, а также изменением главного героя в лучшую сторону с одновременной подачей заложенного авторами посыла, по идее украшающего произведение. И будь сей шаблон реализован оригинально и достойно, само аниме стало бы ещё одним украшением студии в целом и Дзюна Маэды в частности.

Основная проблема аниме же в том, что реализация задумки дала сразу несколько критичных сбоев, в частности, сценарных. Подобная халтура ещё может быть объяснена в случае неудачной адаптации изначально обширной истории (как тот же первый сезон «Рерайта»), но здесь именно оригинальная история непоследовательна и подчас противоречит сама себе. Идиотские сюжетные ходы, конфликтующие мысли и горка идиотии никого не может оставить равнодушным. В отличие, от персонажей. Здесь больно видеть логотип Key в титрах: тут не резали за живое арки персонажей (тут даже адаптации от Kyoto порой не справлялись), здесь их и не было вовсе. Пустота в самом аниме и в его героях не вызвали бы шквал ярости, но ведь есть и ляпы, и халтура. И меня, как поклонника других работ Key, подобное не может не огорчать и не злить.

Почему же аниме столь популярно и имеет высокие оценки? Дело в том, что при его просмотре по идее и не должно задавать вопросы: внешне «необычные» герои со «смешной» комедии и резким уклоном в драму, из которой вроде как даже следует счастливый и ожидаемый зрителем финал – вот путь к успеху. Пока не попробуешь хоть немного копнуть вглубь, «Шарлотта» вполне себе обычное аниме. Но стоит задать ему элементарные логические вопросы, оно развалится. Не говоря уж про то, что за внешней ширмой зияющая пустота, смотреть которую нет интереса.

Вот и подходит к концу исповедь о первом увиденном мной провале от самих Кеев (а не какой-то конкретной студии, делавшей их адаптацию). Как оказалось, подобные провалы воспринимаются куда больнее.
Разумеется, рекомендовать к просмотру такое аниме и, более того, посредством него начинать знакомство со студией, я просто не имею права. Начать путь стоит, если не с классических визуальных новелл Key, то хотя бы их адаптаций (исключая «Перезапись»).
В заключении скажу, что право на ошибку есть у всех, безусловно. Всегда важно сделать правильные выводы и не допустить подобного в дальнейшем. А к Key, не смотря на подобные провалы, я всегда буду относиться с любовью. Ибо другие их творения смогли зацепить за душу и остаться в памяти навсегда. Истории, к которым хочется вернуться, героини, в которых есть что-то глубокое – это ли не знак качества? И даже если надежды на новые проекты не оправдаются, тот спектр эмоций, подаренных ими когда-то, не забудется. Не взирая на подобные ошибки, воспринимаемые воистину очень болезненно.
Жаль, но даже такая милая девочка не может спасти провальный сериал. Источник: zerochan.net.
Жаль, но даже такая милая девочка не может спасти провальный сериал. Источник: zerochan.net.

Спасибо, что прочли статью до конца. До скорых встреч.

#аниме #аниме обзор #обзор аниме #драма #фантастика #key #япония #романтика