Тепловая энергия относится к тому виду энергии, который очень просто и получить, и почувствовать. Наверное, именно с нее и надо было бы начать объяснять детям суть энергии в 5 классе, а может быть и раньше.
Тепло – это то, что человек начинает чувствовать с момента рождения. Прижимая к себе грудного ребенка, котенка, щеночка мы можем видеть, как реагирует на тепло любой живой организм. Даже подавляющее большинство растений, поставленных на солнышко, начинают активный рост.
Совсем не случайно именно тепловую энергию люди научились получать, применять и сохранять.
Костер. Это уникальное явление, с которым уже сталкивался каждый школьник. Можно обогреться, приготовить пищу, просушить одежду, подать сигнал и многое другое.
Это лишь один аспект тепловой энергии. Костер – это контролируемый человеком источник огня.
В технологии мы говорим именно о контролируемых человеком процессах. Пожары – это предметная область ОБЖ.
Огонь и тепло – прямая связь но, прежде, чем перейдем к теплу, не могу не рассказать детям стихотворение Николая Заболоцкого, русского советского поэта «Некрасивая девочка»
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Нам не следует отнимать хлеб у учителей литературы, но обобщение связей между предметами необходимо, и я, как учитель вижу в этом стихотворении, лавину педагогического смысла для шестиклассников.
Кстати, если мы говорим с детьми о тепле, то предлагаю детям провести эксперимент – взяться за руки с соседом. И дети всегда начинают ощущать тепло ладошек друг друга. А как часто мы это тепло даем почувствовать друг другу в семьях? Большой вопрос.
Другая тема, которая найдет органическое продолжение в 8 классе, касается огня свечи. Огонь свечи связывает между собой и историю, и философию, и литературу и технологию и многие другие предметы.