Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом «Quatro», вышедший в 1974-м – лучшее творение Сюзи Кватро, но совсем не замеченное в Великобритании

Хотя все свои первые альбомы американка Сюзи Куатро записывала в Лондоне, в Англии ее творчество не сильно котировалось, а начиная со второго диска все ее творения вообще перестали попадать в тамошние чарты. Тем не менее, первый провалившийся на британском рынке альбом «Quatro» - самый убойный из всех, что Сюзи когда-либо записала. И оценили эту пластинкуу только в Австралии, где альбом возглавил национальные австралийские чарты и продержался на №1 несколько недель.

Suzi Quatro "Quatro", 1974 г., конверт американского выпуска альбома
Suzi Quatro "Quatro", 1974 г., конверт американского выпуска альбома

Сюзи Куатро (она же Сюзи Кватра, как по-нашему) – явление уникальное в рок-музыке, но это я говорю без учета остального мира, а только с точки зрения советских меломанов, которые воспринимали все совершенно иначе, чем на Западе. Сюзи мелькнула на отечественном небосклоне в середине 70-х, наделала огромного шуму и испарилась.

Но это не значит, что она ушла в небытие, своими первыми альбомами она создала себе славу на века, а все остальное, что она там записывала, не пользовалось ни успехом, ни интересом вообще нигде – ни в СССР, ни на Западе.

Но вот первые пять ее альбомов, включая и «концертник» - это классика хард-рока, и Сюзи Куатро всю жизнь делала неплохие деньги, исполняя на концертах старые хиты. Понаписывала она за первые годы достаточно шедевров, причем практически каждая песня с каждого из первых четырех альбом была если не явным хитом, то потенциальным, а еще было множество песен сингловых, на альбомы не вошедших.

К тому же всех меломанов манила харизма этой певицы, и если они морщились от всего, что она сочиняла, начиная со второй половины 80-х, то это не значило, что на нее из-за этого можно было наплевать. Сюзи Куатро до сих остается одним из самых авторитетных рок-музыкантов.

Мне лет 15 назад удалось побывать на одном ее концерте в Германии, в стране, где ее пластинки не попадали в чарты с 1975 года. Так что вы думаете? На выступлении был полный аншлаг, на концертную площадку набилось тысяч 10 или даже больше слушателей, и множество еще осталось снаружи!

 "Quatro", 1974 г., конверт голландского выпуска альбома, задняя и передняя стороны
"Quatro", 1974 г., конверт голландского выпуска альбома, задняя и передняя стороны

В общем, первые четыре диска Сюзи Куатро сегодня входят в сокровищницу мировой рок-музыки. И больше всего меня в свое время поразил второй альбом – «Quatro» 1974 года. Нет, первый тоже хорош, и он даже более убоен, чем второй, но вот именно второй сделан гораздо более филигранно, хотя был таким же крикливым и «базарным». И хитов в нем поменьше, чем в первом, тем не менее, он мне нравится больше.

Мое знакомство с этим выдающимся альбомом случилось в 1978 году, после того, как я послушал «Аггро-Фобию» 1976 года, и она мне тогда почему-то не понравилась. А вот альбом «Quatro» сразу зашел, и особенно сильно меня убила «открывашка» - «The Wild One», написанная небезызвестным дуэтом Чинн и Чепмэн. Мне повезло – тогда попался голландский диск, потому что на американском эта шедевральная песня идет в замедленном варианте, совершенно отвратительном.

Лейблы голландского выпуска альбома 1974 г.
Лейблы голландского выпуска альбома 1974 г.

И мне повезло дважды, что диск не оказался английским, потому что на голландском присутствовал выкинутый суровыми британцами хит «Devil Gate Drive». Таким образом я с самого начала ознакомился с полноценной версией этого убойного альбома, и, кстати, сегодня у меня в коллекции стоит именно голландский виниловый диск, хотя с меня попытались содрать за него как за английский – на 5 долларов дороже. Дело в том, что на лейбле стоит надпись «Made in Gt.Britain» как раз в том месте, на которое чаще всего обращают внимание. А вот слово «STEMRA» (голландская производственная площадка) хоть тоже стоит на видном месте, но оно как-то не выделяется.

Но я его все же разглядел, и в результате пластинка мне обошлась в 15$ вместо 20.

Итак, пробежимся коротко по шедеврам этой пластинки.

Сторона 1:

1). The Wild One (2:51). Шедевр всех времен и народов, сногсшибательный боевик. Хоть песня написана Чинном и Чепмэном, я не могу представить, как бы ее исполнили Sweet, Mud или Smokie. Однако интересно, что первоначальный вариант был как раз медленный, но Сюзи Кватре (буду называть ее так, по-нашему) он не нравился, и она настояла на перезаписи песни в рок-н-ролльном ключе. Однако в США не признали быструю версию, и все первые американские тиражи альбома включали только медленный вариант.

На видео: медленная версия песни "The Wild One", которую Чинн и Чепмэн писали специально для американского рынка

2). Keep A-Knockin' (3:14). Еще один убойный рок-н-ролл, придуман был кем-то еще 100 лет назад, но в конце 50-х ее записал Литтл Ричард, и размноженная на миллионах пластинок, песня стала очень популярной. Впрочем, не знаю, как на Западе, но у нас эта песня стала известна только благодаря Сюзи Кватре.

3). Too Big (3:20).Типичный ритм-энд-блюз пера Чинна и Чепмэна, но в исполнении Кватры он превратился в настоящий хард-рок-хит.

4). Klondyke Kate (3:29). Первая песня на альбоме пера самой Сюзи с посильным участием гитариста Лена Тэккера.

5). Savage Silk (3:35). И снова произведение Чинна-Чепмэна, но на этот раз типичный номер для группы Sweet, каким-то образом присвоенный Сюзи Кватрой.

6). Move It (3:36). Кстати, еще одна песня в стиле рок-н-ролл, как бы писанная под Sweet, правда, уже не Чинном и Чепмэном, а каким-то Яном Сэмюэлем, английским поп-композитором.

Сторона 2:

7). Devil Gate Drive (3:47). Снова шлягер, написанный Чинном и Чепмэном, и снова как бы для Sweet. Но все же Сюзи Кватре он подошел лучше всего, и она получила за него хорошее вознаграждение - №1 в британских чартах синглов. На английском и американских вариантах альбома песня отсутствовала.

8). Hit The Road Jack (3:55). Очень популярный американский хит, перепетый в разные времена целой массой звезд. Вариант Сюзи тоже хорош, хотя по убедительности все же уступает версии того же Рэя Чарльза.

9). Trouble (3:44). Еще один шлягер, ставший всемирно известным благодаря исполнению его Элвисом Пресли. Поэтому версия Сюзи тоже до него не совсем дотягивает.

10). Cat Size (4:36). Прекрасная баллада для какого-то душещипательного американского сериала. Кстати, написала этот шедевр Сюзи, и снова помогал Лен Тэккер.

11). A Shot of Rhythm and Blues (4:53). Опять кавер на известный шлягер, правда, на этот раз, исполненный Сюзи Кватрой практически безупречно.

12). Friday (3:52). И еще одно сочинение Сюзи, на этот раз совершенно типичное для нее, хотя и с суровыми джаз-роковыми вставками. Шлягером назвать сложно, но песня прекрасно завершает весь альбом.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Пять песен, которые не вошли на дебютный альбом Сюзи Куатро в 1973-м, а появились только на синглах

Shocking Blue «At Home» в 1969 году мог бы выйти двойным альбомом, так как для него было записано целых 17 песен

Нина Хаген ~ «мать немецкого панка», лучшая рокерша Европы, Сюзи Куатро до нее не дотягивает

Girlschool «Legacy», 2008 г. ~ как 50-летние тётки выдали супер-метал вместе с Дио, Лемми, Black Sabbath и Twisted Sister

Топ-5 самых известных тёток, певших рок в самые лучшие его времена