После определения всех рейтингов начинается обсуждение, насколько каждому удалось выполнить три цели лагеря.
1-ю цель – «Стать настоящим другом (5+1)» – можно обсудить в оперативном варианте. Пусть встанут или поднимут руки те, кому удалось найти пять новых друзей в лагере. Затем то же самое – кому удалось найти друга-«солнышка». Опыт показывает, что это удается практически всем.
В последнее время у нас родилась одна новая традиция на первую цель.
«Сердце новому другу» - так можно назвать эту новую процедуру.
Из бумаги, желательно красной, вырезаются сердца по числу участников и раздаются им. Каждый должен из всех своих новых друзей выбрать одного – самого близкого - и вручить ему это сердце. На нем нужно написать «Моему новому другу … от … с надеждой на верную дружбу». И если тебе кто-то вручил сердце, то будь добр уделить ему свое внимание и постараться поддерживать с ним отношения после завершения лагеря и далее в школе.
Как правило, подводя итоги развитию дружественных связей в лагере, я предлагаю ребятам сравнить, кто дружнее – их класс или наш лагерь. Удивительно, что практически всегда лагерь оказывается дружнее. Я предлагаю желающим высказаться с объяснением «маленького чуда» - как за три недели можно сдружиться больше, чем за годы совместного обучения.
Далее обсуждается продвижение по второй цели лагеря – «Познай самого себя». Здесь успехи, как правило, скромнее. Хотя всегда есть ребята, которые говорят о влиянии, которое на них оказал лагерь. Высказываются только те, что сделал в себе какие-либо открытия или заметил изменения в характере:
«Я очень сильно изменилась, так как я полюбила всех тех в этом лагере, которых я не любила. Я стала понимать людей». Люда.
«В лагере я изменилась. Я стала вести себя намного спокойней, чем в школе. А также я никогда не говорила друзьям свою проблему (конечно, кроме моей лучшей подруги)» Нина.
«Я думаю, что во мне изменилось многое, например, я стала очень спокойной. Если бы те, кто в школе, увидели меня сейчас, то сказали бы, что я просто ангел». Лена.
«Во мне изменилось то, что я стал более общительным, более веселым и более терпеливым. А еще во мне изменилось то, что я прежде подумаю, что говорить, а потом уже говорю». Роман.
«Я думаю, что во мне изменилось многое. Я не выражаюсь нецензурными словами. То, что я могу выступать на сцене без малейшего страха. Шутки у меня стали чуть умнее. Еще во мне изменился характер и многое другое… P.S. Хочу узнать, что думают другие о моем изменении…». Тигран.
Однако бывают и противоречивые оценки собственных изменений:
«Что во мне изменилось? Я сказать бы много хотел, но скажу лишь два больших слова – ИЗМЕНИЛОСЬ ВСЕ. Мои одноклассники, которые ходят в этот лагерь, заметили это. Но я считаю, что лично мой характер остался незатронутым». Алеша.
«Я считаю, что я очень сильно изменилась. Я стала лучше понимать людей, но в то же время я стала более раздражительной». Света.
И, наконец, третья - суперцель - «Постараться полюбить всех», насколько ее удалось достигнуть. Опыт показывает, что и эта цель оказывается достижимой для большинства участников. Это действительно одно из главных достижений Лагеря друзей. Конечно, обольщаться по поводу силы и долговечности этой любви не приходится. В большинстве случаев это любовь-товарищество на уровне «людоса» или, в лучшем случае, «сторге», но, тем не менее, это реальная попытка попробовать выполнить главную заповедь Христа – «Любите друг друга», а всякий опыт в этой области не может не быть драгоценным.
К итоговому анализу достижения трех целей лагеря последовательно вели домашние задания в конце каждой недели: «Как я продвинулся по трем целям?» То, что не всегда этот процесс проходит гладко, можно судить по следующим работам:
«По трем целям лагеря я не продвинулся. Я вообще стою на месте в течение долгого времени. Иногда хочется чего-то большего, но что-то во мне надломилось, и я не могу заставить себя идти вперед. Вот и получается, что я завис на одном уровне отношений: с друзьями и т.д. На одном уровне мышления и положения в разных группах людей. Все это ужасно фигово, когда нет путей к развитию, как внутреннему, так и остальному, ибо все в мире должно меняться. Виноват ли я? Виновны ли окружающие? Не знаю. Может быть, просто я ленивый неудачник, или, может быть, люди, которые могли бы меня поднять своими действиями еще глубже, втыкают нож в спину? Не знаю. Скорее всего, и то, и другое.
Но по целям…. Я все же полюбил лагерный народ, нашел новых друзей и понял о себе, что я человек, который может реально сойтись с очень немногими людьми. Отношение других людей ко мне вообще непонятно. Это было не особо трудно. Но старание приложить пришлось. Пришлось изменить кое-что в себе. А вообще, меняй – не меняй, - я один. И всегда так будет». Вадим.
«Я продвигаюсь очень медленно.
По 1-й цели я нашла только 3-х новых друзей, не просто на словах, а действительно друзей, в которых я могу быть уверена – это Саша, Люда и Дима, а в «Солнышке» у меня тоже есть очень хорошенький мальчик – Никитка.
По 2-й цели я абсолютно не познала себя, а, если честно, то и не хочу. Меня очень пугает то, что я в себе открываю, так что лучше ничего о себе не знать – буду лучше спать.
По 3-й цели я также не полюбила всех. Есть такие люди, которых полюбить меня не заставит ни один лагерь. Есть такие люди, к которым с каждым днем я начинаю испытывать настоящее презрение, какая там любовь.
P.S. Все-таки очень больно разочаровываться в людях, особенно в тех, которых когда-то считала настоящими друзьями». Алена.
«Ну что я могу сказать об итогах 2-й недели? Они, по 1-й цели почти не отличаются от итогов 1-й недели. Также в моих новых друзьях числятся Диана, Юля, Лена У., Света Г.. Теперь, я думаю, к ним можно добавить Вадима и Сергея Ц.. Таким образом, я даже намножко перевыполнила норму первой цели (5+1).
2-я цель. Как я уже говорили, я в себе нашла совершенно новые для меня способности и плюс открыла неизведанные черты характера. И я уже почти точно могу определить мои слабую и сильную стороны. Моя сильная сторона – это общительность и творчество; а вот вся слабая сторона скрывается в моем характере: это моя резкость, жесткость, неумение сдерживать себя, когда это необходимо.
Осталась третья цель. По этому я могу сказать, что во всем лагере есть только два человека, с которыми у меня напряженка, и которых я люблю меньше остальных. Остальных же я просто обожаю и очень-очень сильно люблю. Готова каждого задушить в объятиях.
P.S. Особенно мальчиков!!!». Женя.
Любви еще будет посвящена главная процедура итогового дня – Карусель признаний в любви. А пока нужно еще успеть до обеда провести процедуру определения «золотой десятки».
Ребятам раздаются листочки, в которые они записывают номинации (добрый, умный, надежный, справедливый, заводной, понимающий, дружелюбный, общительный, музыкальный, творческий) и напротив них – персональные буквы ребят, которые наиболее подходят под эти номинации.
После этого листочки собираются, и избирается «счетная комиссия», которая определит победителей. Предлагаю по счету «три» показать на человека, которому каждый больше всего доверяет. Из их числа и создается комиссия в составе 2-3-х человек.
А пока комиссия занимается подсчетом голосов, самое время слега размяться и сыграть в игру, в которую мы традиционно играем на итоговом дне.
«Тарабарский ишак» - так называется эта игра. Она из разряда «одноразовых» игр, то есть тех игр, в которые можно играть только один раз, поэтому мы через нее на итоговом дне проводим всех первочков. Напомню ее процедуру. (Друзья, рассмотрение некоторых сложных процедур я намеренно повторяю, чтобы Вы не тратили время на их поиск или воспоминание.)
Они все выходят за двери и по очереди приглашаются в зал. Очередному первочку объясняется, что сейчас ему нужно спросить у всех: «Ребята, кто из вас тарабарский ишак?». Все изо всех сил закричат: «Я!..» Нужно определить, кто кричит громче всех. Этот человек и становится победителем. Он выходит в центр круга, а очередной первочок садится на его место. Победитель вновь спрашивает: «Ребята, кто из вас тарабарский ишак?»… Но вся фишка заключается в том, что на этот раз все делают вид, что собираются закричать, но молчат. Закричать должен только не подозревающий о подвохе очередной первочок. Ему объясняются условия игры – первого крика и второго «деланья вида», и в зал приглашается очередной первочок. Кстати, игра очень диагностична в определении сформированности доброжелательной атмосферы. Всеобщий хохот над очередным орущим «ишаком» только в условиях ненаигранной доброжелательности вызывает адекватные реакции последнего. Как-то я попробовал провести эту игру в несплоченном коллективе, и вызвал глубокую обиду ее участников, воспринявших игру за издевательство над ними.
«Карусель признаний в любви» - главная процедура итогового дня. Она проводится, как правило, уже после обеда, и мы ее подробно рассматривали.
Итоговое награждение. После засветки чувств по завершении карусели и прочтения всех признаний, все начинают готовиться к процедуре итогового награждения. Приводят в порядок форму одежду (в этот день я прошу всех прийти в «парадной» форме), второгодники, старички, бабушки, дедушки и ветераны надевают свои награды, полученные в прошлых лагерных сменах. Для удобства я предлагаю им принести так называемые «орденские ленты» - ленты, повязываемые через плечо, на которые удобно прикрепить старые награды и возможные новые.
Итак, команда в последний раз выстраивается на палубе для итогового награждения перед завершением плавания. Напомню, что награждаются:
- «золотая десятка»;
- самые звездные люди (собравшие наибольшее количество звезд);
- самые верные друзья лагеря (не пропустившие ни одного дня);
- лучшие скрытые камеры;
- лучшие домашние работники;
- лучшие вожатые;
- лучшие ДК и ПДК
- лучшие первочки.
И тайным голосованием определяются «Человек лагеря» - мальчик и «Человек лагеря» - девочка.
После этого делается общий снимок, и все садятся на последний «огонек».
Но иногда перед огоньком остается время для последней палубы общения. Последняя палуба имеет свои особенности. По традиции на ней в роли штурвальных выступают ведущие лагеря. Я, например, заказываю себе «Суд», и, бывает, выслушиваю о себе очень поучительные вещи. Именно во время заключительного суда я услышал от Вани, что «это слишком круто» - рука на Библию во время вызова в прокуратуру. Еще, помню, заставило меня задуматься одно обвинение в том, что у меня в лагере есть любимчики.
По поводу любимчиков хочу поделиться с Вами, коллеги, некоторыми размышлениями. Мы все ведь – живые люди, и то, что к одним детям мы привязываемся сильнее, чем к другим – это, в принципе, естественно. Кто-то нам импонирует своими творческими способностями, кто-то нравственными качествами, кто-то нестандартностью мышления, кто-то просто близок по каким-то трудно определимым душевным свойствам. Это все понятно.
Но при этом обнаруживать свои предпочтениями перед детьми мы (если это не специальный и хорошо продуманный педагогический прием) не имеем права. Это непрофессионализм. Это больно бьет и по коллективу, и по имиджу педагога, да и, кстати, ставит в крайне двусмысленное положение сам «объект привязанности». Ему приходится лавировать между «любовью» педагога и вполне обоснованной «ревностью» коллектива – и далеко не всегда удается найти адекватный ситуации выход. Те, что «поглупее», начинают бравировать своими особыми отношениями с педагогом, те, что «поумнее», пытаются скрыть эти отношения или дистанцироваться от них, но в любом случае, нездоровое влияние на дружеские отношения в коллективе гарантировано.
Что можно посоветовать педагогу в такой ситуации?
Во-первых, научиться осознавать свои первоначально бессознательные душевные привязки. Во-вторых, - а это уже сложнее – постараться понять, что именно «импонирует» в этом ребенке, что вызывает «привязку» к нему. Тут нужно не бояться идти до самых глубин – вплоть до, по Фрейду, «отцовско-материнского» комплекса восприятия, нереализованных потребностей в детской любви и подсознательных эротических импульсов. И в третьих, суметь дистанцироваться от этих привязок («диссоциировать» по НЛП), посмотреть на себя со стороны и скорректировать собственное поведение.
Если пройти все эти три этапа, то при неизбежной дифференцированности чувств к разным детям можно по отношению ко всем ребятам выстроить именно педагогическую позицию, предусматривающую при сохранении дистанции равную степень внимания и заботы.
Но вернемся к нашему повествованию и доведем эту его часть до конца.
Последний огонек можно назвать так – «А напоследок я скажу». Каждому предлагается сказать такие слова, которые бы запомнились всем участникам, так как в подобном составе уже больше Лагерь никогда не соберется. Здесь бывают интересные признания, благодарения отдельных друзей, ведущих, обмен впечатлениями.
И, наконец, последний орлятский круг со словами: «До новой смены, друзья!..», и последний огонек задувается. Очередная лагерная смена окончена.
Передо мной лежит стопка листов с последним домашним заданием: «Что я думаю о Лагере друзей»? Я перечитываю ответы ребят уже, как правило, в тишине и спокойствии, с сознанием того, что торопиться некуда и исправить ничего уже нельзя. Но помимо воли задумываешься о достижениях и ошибках, как и о том, что же делать дальше…
«Ну что можно думать об этом лагере? Только лучшее! Его нельзя сравнить с предыдущими. Он где-то несомненно хуже, но где-то он и конечно лучше. Даже если и были дни, которые мне не понравились, но весь лагерь в целом оставил только хорошие воспоминания. Я так жалею о том, что я уже не попаду сюда, но я буду сюда приходить в гости. Обещаю». Люда.
«О лагере «Друзей» я думаю очень хорошо. Это лагерь как раз для моего характера.
Здесь все такие хорошие, что мне уже не хочется с ними расставаться. Я так ко всем привыкла, словно это мой класс. Если б школе такой класс, он был бы самым лучшим. Мне даже не хочется больше идти в свой класс – по сравнению с лагерем, это ужас.
За все три недели я пришла ко всем трем целям, а больше всего, наверно, к 3-ей. Конечно, это удивительно, но я не преувеличиваю.
Я думаю, что лагерь друзей это место, которое приносит счастье. Когда я прихожу домой, мне так и хочется выплеснуть все свои чувства и эмоции». Наташа.
«Этот лагерь – просто супер! Здесь можно реально найти друзей и перевоспитать себя. Я это поняла на собственном опыте.
Кстати, этот год – один из лучших лагерей, по моему мнению. В лагере друзей я полностью раскрыла себя, показала такою, какая я есть. А еще я была в лагере такой, какой бы я хотела видеть себя в обществе – максимально контролировала себя, почти не показывала недостатки своего вредного характера и добилась того, что мое поведение устраивало хотя бы меня.
Короче, уже понятно, что лагерь друзей для меня – это одно из лучших мест, где всегда приятно и полезно проводить время.
Я всех люблю!». Женя.
«Я думаю, что лагерь друзей очень хорошая штука. Здесь многие люди находят себя. Лагерь помогает человеку раскрыться. Лагерь друзей заряжает людей на целый год. Обычно все уходящие отсюда уходят с новыми представлениями обо всем. Оно какое-то чистое и более осмысленное. Так бывает со многими, по крайней мере, так было со мной. Не знаю, что будет после лагеря, из него я ухожу с каким-то непонятным чувством – нехватки чего-то. Я не нашла то, что искала в этом лагере, а жаль…
Ну, все равно, я очень рада, что есть в мире такое местечко, где еще можно встретить настоящих друзей, где не так много ненависти и негативных чувств, все же в лагере их гораздо меньше». Алена.
А последними я хочу привести работы Вадима за все годы его пребывания в лагере. Мне кажется, по ним можно проследить, как от года к году росла глубина восприятия лагеря, и последнее домашнее задание в этой серии по глубине является настоящим «прозрением» сути лагеря и того, что в нем происходит:
1-й год
«Я думаю, что «Лагерь Друзей» - это что-то вроде дружной семьи, которая помогает человеку раскрыться, найти свои плохие качества и развить хорошие. Этот коллектив помогает человеку раскрыть свои таланты и достоинства, избавиться от недостатков и проблем. Это очень хорошее, доброе место, в основном помогающее психологически.
За время пребывания в лагере я стал серьезнее, стал ответственнее относиться к различным заданиям и поручениям. Узнал, что у меня есть задатки учителя, организатора и немного актера, которые можно развивать. Лагерь мне очень понравился».
2-й год
«Честно говоря, за эти несколько лет я стал настоящим фанатом лагеря. Мне нравится каждое упражнение, каждая игра, каждое новое правило. Другое дело, что не всегда хочется следовать правилам и участвовать в играх. Но на это есть свои причины. Надеюсь, Александр Иванович разрешит приходить в лагерь ветеранам в следующем году. Здесь весело, интересно, а главное, полезно. Ведь цель лагеря – стать другом, а это очень важно.
А вообще лагерь «Друзей» - это глоток чистого воздуха после того смрада, которым мы дышим в школе. Школа это, конечно, место хорошее – «храм знаний». Но уже переполненный грязью, предательством, обманом и подлостью. Каждый день ругань, ссоры и проблемы. Вот все это и поможет смыть с себя лагерь. Если бы его не было, и каждый год во мне вся эта грязь накапливалась, я бы не смог продержаться. Огромное спасибо лагерю! Он помогает жить».
3-й год
Если есть на свете рай, это…
(реклама)
После нас хоть потоп.
(…)
Что я думаю о лагере друзей? Ну, в первую очередь, я ему благодарен. Я благодарен Александру Ивановичу и всем тем, кто был в лагере, за то время, которое я здесь провел, за то, как я его провел. Ведь буквально все происходящее в лагере давало мне огромную пищу для размышлений, подпитывало меня духовно. И покидать эту чудесную атмосферу, возвращаться к серым будням очень тяжело.
Лагерь – это, возможно, единственное место, где человеку дается шанс по-настоящему раскрыться, и если человеку удается найти друзей, то ему обязательно захочется попасть сюда снова.
Потому что каждый последующий год в лагере отличается чем-то от предыдущих. Вспоминая прошлые годы, невольно думается, как же быстро время пролетело. Позапрошлый год отличался, на мой взгляд, самой лучшей дисциплиной и четким разделением тематических дней. Прошлый год был более размытым что ли, было больше свободы. А этот год был очень веселым (было много первочков).
А вообще каждый год в лагере как алмаз – неповторим и прекрасен».
4-й год
«О лагере «Друзей» в последнее время я начинаю думать как о живом существе. Он меняет людей, пришедших в него, делает их лучше. А задача людей – не растерять после лагеря все то хорошее, что он им дал. Но и люди меняют лагерь. Каждый новый состав делает его абсолютно другим. Кто-то говорит: «Этот лагерь был скучным, неинтересным». По-моему, если выкладываться в нем полностью и не сидеть и ждать, пока тебя развлекут, скучно не будет. Многие изменились. Кто хотел – изменился, кто не хотел – того изменили. Но каждый получил глоток свежего воздуха и сможет жить дальше. Спасибо А.И. за то, что вы делаете из нас людей – это в наше время непросто. Здесь прошли очень светлые моменты моей жизни».
Если еще остаются один-два «последейственных» дня, то в них интересно наблюдать, как возрождаются некоторые лагерные процедуры. Кто-то предлагает продолжить творческий заход в столовую, кто-то даже пытается возродить палубу общения. Именно в эти дни отчетливо видно, чего удалось добиться за прошедшую лагерную смену. Если лагерь пытается возродиться даже после официального закрытия – значит, в нем действительно удалось заложить сильный импульс коллективизма и привить ребятам «вкус» дружбы.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь